ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
Учет национального и религиозного факторов в профилактике
Во исполнение пункта 11 плана мероприятий «дорожной карты» по реализации комплекса мер по социализации и психологической адаптации подлежащих обучению несовершеннолетних иностранных граждан, по образовательным программам дошкольного, начального общего, и среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования на период до 2025 года, утвержденного Минпросвещения России 30 июня 2022 г., Минпросвещения России направляет рекомендации по организации профилактической работы в образовательных организациях с целью основного предупреждения возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан и в отношении них, в том числе с учетом национального и религиозного фактора, разработанные Федеральным координационным ресурсным центром по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», для использования в работе.
Опыт конструктивного общения - основа профилактики
Разработку и реализацию профилактической работы по предупреждению возникновения рисков совершения противоправных деяний среди несовершеннолетних иностранных граждан предлагается осуществлять с учетом национального и религиозного факторов, ресурсов образовательной организации. Вместе с тем при межнациональном общении важно обращать внимание на формирование позитивных этнических установок между всеми участниками педагогического взаимодействия. Местное население может иметь негативные этнические установки по отношению к несовершеннолетним иностранным гражданам и их семьям при негативном отношении к себе со стороны мигрантов, проявлении ими демонстративного асоциального поведения в обществе, нарушении местных традиций, непринятии культуры поведения.
Аналогичная ситуация может проявляться и в образовательных организациях с несовершеннолетними иностранными обучающимися, когда у несовершеннолетних иностранных граждан и их родителей (законных представителей) есть негативное отношение к педагогу, одноклассникам, условиям обучения, внутришкольным правилам поведения (при недостаточном владении русским языком, незнании основ русской культуры, норм поведения в российском обществе). Соответственно, имеются риски (если в таких условиях происходит формирование этнических стереотипов и установок по отношению сверстникам, взрослым, российскому обществу в целом), осознание собственной этнической идентичности у несовершеннолетних иностранных граждан становится частью процесса социализации в сложных условиях, когда в разных слоях населения наблюдаются значительные изменения системы ценностей, в ситуации серьезного межпоколенческого разрыва.
Значимая роль в развитии позитивных межэтнических отношений детей и их адаптация к образовательному процессу принадлежит педагогу. Именно педагог способен показать обучающимся эффективные модели межэтнического взаимодействия через личный пример поведения и общения с несовершеннолетними иностранными гражданами и их родителями (законными представителями).
Вместе с тем осуществление эффективного педагогического взаимодействия с ребенком иностранных граждан и его родителями (законными представителями) из любой этнической группы, а также транслирование опыта межэтнических отношений обучающимся различных национальностей или несовершеннолетним, имеющим миграционную историю, обусловлено в том числе наличием у педагогов позитивных этнических и личностных установок по отношению к иностранным гражданам. В противном случае создание обучающимся благоприятных условий для адаптации может быть затруднено.
В образовательных организациях обеспечение освоения социокультурных знаний, явлений иноязычной культуры, формирование опыта конструктивного общения составляют основу профилактических мер общего и индивидуального характера. Данная работа выстраивается с учетом ресурсов образовательной организации и региональной специфики, опираясь на эффективные методики, технологии и формы работы по предупреждению рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетними иностранными гражданами.