Учет национального и религиозного факторов в профилактике

Во исполнение пункта 11 плана мероприятий «дорожной карты» по реализации комплекса мер по социализации и психологической адаптации подлежащих обучению несовершеннолетних иностранных граждан, по образовательным программам дошкольного, начального общего, и среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования на период до 2025 года, утвержденного Минпросвещения России 30 июня 2022 г., Минпросвещения России направляет рекомендации по организации профилактической работы в образовательных организациях с целью основного предупреждения возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан и в отношении них, в том числе с учетом национального и религиозного фактора, разработанные Федеральным координационным ресурсным центром по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», для использования в работе.

Опыт конструктивного общения - основа профилактики

Разработку и реализацию профилактической работы по предупреждению возникновения рисков совершения противоправных деяний среди несовершеннолетних иностранных граждан предлагается осуществлять с учетом национального и религиозного факторов, ресурсов образовательной организации. Вместе с тем при межнациональном общении важно обращать внимание на формирование позитивных этнических установок между всеми участниками педагогического взаимодействия. Местное население может иметь негативные этнические установки по отношению к несовершеннолетним иностранным гражданам и их семьям при негативном отношении к себе со стороны мигрантов, проявлении ими демонстративного асоциального поведения в обществе, нарушении местных традиций, непринятии культуры поведения.

Аналогичная ситуация может проявляться и в образовательных организациях с несовершеннолетними иностранными обучающимися, когда у несовершеннолетних иностранных граждан и их родителей (законных представителей) есть негативное отношение к педагогу, одноклассникам, условиям обучения, внутришкольным правилам поведения (при недостаточном владении русским языком, незнании основ русской культуры, норм поведения в российском обществе). Соответственно, имеются риски (если в таких условиях происходит формирование этнических стереотипов и установок по отношению сверстникам, взрослым, российскому обществу в целом), осознание собственной этнической идентичности у несовершеннолетних иностранных граждан становится частью процесса социализации в сложных условиях, когда в разных слоях населения наблюдаются значительные изменения системы ценностей, в ситуации серьезного межпоколенческого разрыва.

Значимая роль в развитии позитивных межэтнических отношений детей и их адаптация к образовательному процессу принадлежит педагогу. Именно педагог способен показать обучающимся эффективные модели межэтнического взаимодействия через личный пример поведения и общения с несовершеннолетними иностранными гражданами и их родителями (законными представителями).

Вместе с тем осуществление эффективного педагогического взаимодействия с ребенком иностранных граждан и его родителями (законными представителями) из любой этнической группы, а также транслирование опыта межэтнических отношений обучающимся различных национальностей или несовершеннолетним, имеющим миграционную историю, обусловлено в том числе наличием у педагогов позитивных этнических и личностных установок по отношению к иностранным гражданам. В противном случае создание обучающимся благоприятных условий для адаптации может быть затруднено.

В образовательных организациях обеспечение освоения социокультурных знаний, явлений иноязычной культуры, формирование опыта конструктивного общения составляют основу профилактических мер общего и индивидуального характера. Данная работа выстраивается с учетом ресурсов образовательной организации и региональной специфики, опираясь на эффективные методики, технологии и формы работы по предупреждению рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетними иностранными гражданами.

Диагностируемые критерииНазвание методики
I. Показатели уровня владения русским языком (первичная диагностика)
Уровень владения русским языком

1.Методические рекомендации об организации работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан (Омельченко Е.А., Криворучко Т.В., Дорохова М.В., Шевцова А.А., 2022 г. 

II. Показатели уровня социокультурной адаптации (промежуточные диагностики)
Знания культуры

1. Методика «Модуль исследования ценностей» (Татарко А.Н., Н., Лебедева Н.М., 2011г.) ;

2. Методы измерения ценностей (Карандашев В.Н, 2004);

3. Методика «Кто я?» (Румянцева Т.В., 2006) ;

4. Диагностики этнокультурного развития детей младшего школьного возраста.

Степень включенности в контакты1. Рисуночная диагностика субъективного благополучия ребенка — (РДПБ) (Ионина О.В., 2020) .
Социометрия

1. Методика «Самооценка эмоционально-мотивационных ориентации в межгрупповом взаимодействии» (модифицированный вариант) (ХухлаевО.Е., Чибисова М.Ю., 2021);

2. Методика «Шкала отношения к школе» (уровень внутренней школьной мотивации и отношения к школе) (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021);

3. Методика оценки социальных навыков несовершеннолетнего иностранного гражданина (навыки поведения в классе и в школе, выполнения домашних заданий, взаимодействие со сверстниками и взрослыми) (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021).

III. Показатели уровня психологической адаптации
Стратегии адаптации

1. Методика Карта стандартизованного наблюдения детей и подростков из семей мигрантов «Стратегии адаптации» (Солдатова Г.У. , Макарчук А.В., Пантелеев А.Б. 2008);

2. Методика «Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников» (уровень удовлетворенности жизнью в различных сферах) (Сычев О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н., Сиднева А.Н 2018).

Выраженность поведенческих и эмоциональных проблем

1. Методика опросник «Выраженность поведенческих и эмоциональных проблем» (Дмитриев, 2010);

2. Методика «Детский тест психологической устойчивости» (способность к эффективному социальному взаимодействию с целью получения ресурсов и поддержки) (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021).

Характер межгрупповых контактов1.Методика социально-психологический тест «Социометрический тест» (включенность ребенка в сообщество одноклассников) (Битянова М.Р. 2004).
IV. Определение социокультурных особенностей семьи
Идентичность со страной исхода (родиной)

1. Методика измерения гражданской идентичности для детей и подростков (Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., 2021);

2. Методика Опросник «Интеграция бикультурной идентичности» (Хухлаев О.Е., Бахтеева М.С. 2020).

Социальная дезадаптация

1. Методика «Опросник родительского отношения» (Рогов Е.И., 1996).

2. Комплекс диагностик определения школьной дезадаптации.

Риски семейного неблагополучия1. Методика «Оценка рисков семейного неблагополучия» (Сафронова М.В., Осьмук Л.А., 2011).
Top