Навигатор профилактики

Ученые Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) разработали общий порядок действий педагогов в случае выявления признаков девиантного поведения поведения у учеников, описали социально-психологическую дезадаптацию, раннее проблемное (отклоняющееся) поведение, рискованное поведение, суицидальное, самоповреждающее поведение, аддиктивное (зависимое) поведение, агрессивное поведение, делинквентное поведение.

Разработанные материалы получили название «Навигатор профилактики». Он рекомендован для использования при проведении педагогических советов, психолого-медико-педагогических консилиумов, организации работы Советов профилактики и размещения в учительских и методических кабинетах.

Навигатор профилактики — содержит в себе обобщенные признаки различных видов девиантного поведения и общий алгоритм действий педагога. Навигатор выполнен в серой гамме. Все виды отклоняющегося поведения и их основные признаки включены в цветовую индикацию, которая выполняет функцию своеобразного путеводителя по памяткам. Обобщенные признаки дают возможность соотнести их с тем или иным видом отклоняющегося поведения, каждый из которых имеет определённый цвет и номер, что позволит Вам достаточно быстро найти нужную памятку по цвету и номеру. Общий алгоритм действий может быть использован Вами и другими специалистами образовательной организации в процессе профилактической работы с детьми, подростками и родителями. Однако важно помнить, что главными людьми в жизни ребенка и его законными представителями являются родители, поэтому важно постоянно поддерживать с ними контакт, развивать отношения сотрудничества и в каждом конкретном случае вырабатывать способы решения трудных ситуаций с их участием с учетом действующего законодательства. Предложенные в памятках алгоритмы действий педагогов учитывают не только психологическую, психолого-педагогическую и социально-психологическую специфику поведенческих проблем, но также и правовой контекст в процессе реализации комплексной помощи детям и семьям. Навигатор профилактики логически связан с памятками по видам отклоняющегося поведения:

  1. Социально-психологическая дезадаптация (жёлтая гамма). Сама по себе дезадаптация не является видом отклоняющегося поведения, но может быть в некоторых случаях причиной или следствием поведенческих проблем и трудностей, а также усиливать их. Вы найдёте в этой памятке описание более конкретных признаков, причин дезадаптации и сможете сориентироваться в том, как выстроить логику взаимодействия с ребёнком, родителями и коллегами в индивидуальной работе.
  2. Раннее проблемное (отклоняющееся) поведение (оранжевая гамма). В некоторых случаях поведенческие проблемы начинаются не в подростковом периоде, а в более ранних возрастах. При этом речь идёт о достаточно стойких проявлениях ненадлежащего поведения, которые требуют не только пристального внимания, но и организации ранней комплексной помощи детям. В данной памятке Вы можете ознакомиться с признаками такого поведения, его возрастной спецификой, техниками дифференциации поведенческих проблем от нормативных возрастных особенностей, а также с возможными действиями в рамках профилактической работы с ребёнком и его родителями.
  3. Рискованное поведение (зелёная гамма). В последние годы активно развиваются экстремальные виды досуга и спорта, которые достаточно часто связаны с риском, однако пользуются популярностью у подростков, юношей, молодых взрослых, а в исключительных случаях и у детей. Рискованное поведение стремительно трансформируется, появляются новые модные направления и течения, что приводит также к возникновению специфического сленга. Основным формам рискованного поведения, отличительным признакам и вариантам действий педагога посвящена данная памятка. Следует отметить, что в некоторых случаях за рискованным поведением скрывается суицидальное, самоповрежда- ющее поведение, которое не очень глубоко осознается самим ребенком или подростком, с признаками которого Вы можете ознакомиться в следующей памятке.
  4. Суицидальное, самоповреждающее поведение (синяя гамма). Одной из острых проблем в настоящее время является суицидальное и самоповреждающее поведение, вызывающее обеспокоенность не только родителей и педагогов, но и общества в целом. Такое поведение требует очень тщательного и деликатного подхода к ребенку, поскольку нередко оно сопровождается пониженным настроением, депрессивным фоном и глубокой подавленностью, которая иногда может быть не видна даже опытным специалистам. В данной памятке Вы можете сориентироваться в основных признаках суицидального, самоповре- ждающего поведения, а также в алгоритме соответствующих безотлагательных действий.
  5. Аддиктивное (зависимое) поведение (фиолетовая гамма). Существуют разные виды аддиктивного поведения, которые делятся на две обобщенные группы — химические и нехимические виды зависимости. Существуют общие признаки для любого вида зависимого поведения, но также важно ориентироваться и в частных проявлениях, поскольку они иногда могут не быть предметом особого внимания педагогов и специалистов. Именно эти признаки и проявления описаны в данной памятке, включая указание на то, какие срочные меры необходимо принимать в случаях, если ребенок или подросток проявляется признаки аддиктивного поведения.
  6. Агрессивное поведение (розовая гамма). Буллинг, иные формы агрессии в последние годы проявляются не только в физической реальности, но и в виртуальном пространстве, что в ряде случаев приводит к скрытым, латентным конфликтам, серьезным напряжениям в отношениях и неблагоприятной атмосфере в классе. При этом важно иметь в виду, что в случаях проявления агрессивного поведения важно работать не только с буллером или агрессором, но также и с жертвой, поскольку именно она является пострадавшей стороной и требует не меньшего внимания к себе и своим потребностям. Признакам агрессивного поведения и киберагрессии посвящена данная памятка, и включает возможные действия педагогов в конфликтных и иных ситуациях, связанных с подобным поведением.
  7. Делинквентное поведение (красная гамма). Правонарушения несовершеннолетних — сложная междисциплинарная проблема, решение которой зависит от целого ряда факторов. При этом существуют достаточно ранние формы начала делинквентного поведения, отличающиеся своими признаками, спецификой проявлений, факторами риска и предохраняющими механизмами, с которыми Вы можете ознакомиться в данной памятке. В работе с таким поведением крайне важна слаженность команды специалистов, поэтому желательно в каждом образовательном учреждении выработать свои стиль, тактику и стратегию оказания комплексной помощи детям и подросткам, а рекомендуемый алгоритм действий представлен на последней странице данной памятки.

 Навигатор профилактики и 7 памяток по различным видам девиантного (отклоняющегося) поведения и действиям в тех или иных ситуациях поможет Вам и Вашим коллегам в педагогической практике.

Аутоагрессивное поведение может проявляться в виде самообвинения, самоунижения, а также в нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести вплоть до самоубийства. Кроме того, к саморазрушающим формам поведения относятся: алкоголизм, наркомания, рискованное сексуальное поведение, выбор экстремальных видов спорта, опасных профессий, провоцирующее поведение.

По влиянию на область человеческого бытия саморазрушающие действия можно классифицировать на: физические, психические, социальные, духовные.

Top