ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА

Буллинг: понятие, предпосылки, признаки

В 1993 году норвежский психолог Д. Ольвеус опубликовал ставшее общепринятым определение травли в среде детей и подростков: буллинг (травля) – это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы. Его работа внесла явление буллинга в пространство психологической науки, сделала его видимым, феноменологии и технологии профилактики и прекращения буллинга стали стремительно развиваться. Их актуальность очень высока в силу появления у участников травли тяжелых последствий.


Ряд исследований показывают, что последствия школьной травли для человека могут быть более тяжелыми и длительными, чем последствия семейного насилия. Предотвращение случаев травли среди сверстников является важнейшей задачей, поскольку жестокое отношение к ребёнку неминуемо приводит к негативным последствиям.

Проблема буллинга осложняется тем, что он может носить скрытый характер и всегда является систематически повторяющимся явлением, что осложняет работу специалистов и требует от них особых навыков и подготовки. В связи с широким распространением буллинга возникает необходимость осмысления данного явления, поиска способов коррекции и главное – его профилактики.

Англоязычное слово «буллинг» (bullying) стало общепринятым для обозначения школьной травли и обозначает травлю, повторяющуюся агрессию по отношению к определенному субъекту, включающую в себя принуждение и запугивание.

Буллинг – это психологический террор с целью затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, бьют или пинают, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия, распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют и т.д. Обидчики – булли – чрезвычайно изобретательны.

Предпосылки буллинга:

  • зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения, самоутверждения;
  • желание подчинить, контролировать кого-то;
  • виктимность жертвы (особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, неосторожность, доверчивость, легкомыслие, недифференцированная общительность, а также психические расстройства).

Необходимо подчеркнуть, что, буллинг достаточно близок по своей структуре к межличностному конфликту, тем не менее он отличается следующими характеристиками:

  • буллинг по времени более длителен, нежели конфликт;
  • физические и психологические силы жертвы буллинга и агрессора совершенно не сопоставимы по своему потенциалу;
  • типы поведения участников ситуации буллинга имеют четкую структуру;
  • в конфликте обе стороны так или иначе могут отстаивать свою позицию, привлекая окружающих как ресурс, тогда как в буллинге только одна сторона «обладает» правами, другой стороне этого права не дают, в буллинге у жертвы нет какой-либо позиции, и он не может предпринимать необходимые действия в свою защиту.

Конфликт – это две активные противоборствующие стороны, а буллинг – это угнетение одной стороны другой. Таким образом, можно выделить следующие характеристики буллинга:

  • умышленность и регулярность;
  • неравенство сил;
  • четкое распределение ролей;
  • буллинг не заканчивается сам по себе.

Признаки, по которым можно распознать буллинг:

  • кого-то зажимают в углу помещения;
  • когда взрослый подходит к группе детей они: замолкают,
  • разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять «жертву», как будто все в порядке);
  • один из учеников не выбирается другими (в изоляции);
  • весь класс смеется над одним и тем же учеником;
  • очень обидные прозвища;
  • по лицу одного из учеников: бледный, красный (в пятнах), в слезах, напуган, трясет, признаки насилия на теле/лице;
  • младшие школьники боятся зайти в туалет;
  • школьники после уроков не расходятся, кого-то ждут около школы и т.п.

Кстати, повод для буллинга может быть самым разным. Поэтому пострадать от травли может любой ученик. При этом зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии.

Методические рекомендации по предотвращению буллинга в
школьных коллективах (для классных руководителей) / авт.-сост.
О.А. Драганова, Я.В. Пономарева, Т.Н. Давыдова. – Липецк: Г(О)БУ Центр
«СемьЯ», 2022. – 40 с.

В методических рекомендациях рассмотрены понятие буллинга, его виды
и формы. Описаны последствия буллинга для всех его участников.
Рассмотрены ошибки и полезные действия взрослых. Представлены методы работы классного руководителя по профилактике буллинга. Методические рекомендации предназначены для классных руководителей образовательных организаций.  

Это руководство создано для учителей, школьных психологов и сотрудников школьной администрации. Оно может стать основанием для пересмотра вну- тришкольных правил и пресечения возникновения ситуаций школьной травли. В части для учителей упор делается и на профессиональный рост учителя в области работы с трудными подростками, а также в полной мере раскры­ваются особенности буллинга. Для администрации представлен пример вну­тренней диагностики сложностей, связанных с противодействием буллингу, а также прописаны 10 шагов по налаживанию внутришкольной борьбы со школьной травлей. Психологам, а также иным педагогическим работникам, которые могут работать с подростками в малых группах или индивидуально, представлены основные трудности, с которыми сталкиваются дети-агрессо­ры и дети-жертвы.

Руководство представляет собой не просто краткий перечень действий, которые может предпринять родитель, если его ребенок является агрессором или жертвой в ситуации школьной травли. В данном тексте представлено также описание самого буллинга, его видов и особенностей. Для современных родителей, которым важны открытость и доверие со стороны ребенка, будет полезно почитать главу о том, как говорить с подростком на «трудные темы». Также памятка может использоваться сотрудниками школы для налаживания просветительской деятельности среди родительского сообщества.

Для современного подростка не составляет труда найти что-то интересное ему в Интернете. Однако в сложных ситуациях, когда даже Интернет-среда может стать враждебной, подростку может быть полезен опыт обращения к подобному руководству. С одной стороны, здесь представлены справочные материалы, которые помогут понять молодому человеку, что происходит в его жизни, и если он действительно столкнулся с ситуацией травли — то понять, как действовать. С другой стороны, подросток может отрефлексировать свой прошлый опыт, осознать, оказывался ли он в любой из ролей школьной травли и как это могло повлиять на его общение со сверстниками. И, наконец, текст может быть полезен педагогам, психологам и родителям в тех случаях, когда подросток не понимает их, не осознает, что происходит в его жизни и не знает, как дать выход своей энергии.

Top