Портфолио педагога-психолога и развитие профессионального самосознания

Фундаментальным условием профессионального развития специалистов, работающих с людьми, является осознание этими специалистами необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиска новых возможностей самоосуществления в профессиональном труде, то есть повышение уровня профессионального самосознания. Богатство, многосторонность и эмоциональная насыщенность деятельности вынуждают педагога-психолога пристально изучать себя как профессионала. При этом не только происходит осознание тех или иных профессионально значимых качеств личности, но и формируется определенное самоотношение. Кроме того, психолог испытывает чувство удовлетворенности или недовольства своим трудом, эмоционально переживает соответствие «образа Я» идеальному образу себя как педагога-психолога.

Слово «портфолио» происходит от латинского portare — «носить» и folium — «лист для записи». Под термином «портфолио” понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений.

Основной целью создания портфолио является анализ и представление значимых результатов процессов профессионального и личностного становления специалиста, обеспечение мониторинга профессионального самосознания.

Портфолио бывает двух типов, отличающихся по способу обработки и презентации информации: портфолио в бумажном варианте, электронное портфолио. Последний тип портфолио становится все более популярным и востребуемым, как наиболее близко отвечающий духу современности.

Электронное портфолио — это не результат работы, а, прежде всего, инструмент для развития профессионального самосознания, что и обеспечивает профессиональный и личностный рост.

Выделяют следующие виды е-портфолио:

  • Оценочный е-портфолио: демонстрирует достижение некоторого уровня компетентности, в рамках стандартов, ограниченных возможностями е-портфолио.
  • Презентационный е-портфолио: представляет аудитории доказательства соответствия достижений официальным требованиям.
  • Учебный е-портфолио: документ, позволяющий контролировать изменение с течением времени компетенций, получаемых в процессе обучения
  • Е-портфолио личного развития: записи о результатах деятельности и ее эффективности, которые могут отображать, результаты рефлексивной оценки и дальнейшие планы развития.
  • Рабочий е-портфолио: сочетает в себе элементы всех типов, перечисленных выше.

Целевой аудиторией е-портфолио могут быть:

  • эксперты (цель — анализ эффективности учебного процесса, измерение компетенций, что требует четких формальных требований к содержанию);
  • коллеги, родные, друзья (цель — создание конкурентной среды для повышения мотивации в профессиональном росте, повышение самооценки, поиск единомышленников в профессиональной среде);
  • потенциальные работодатели (цель — самореклама, оценка своих профессиональных качеств, определение путей для самосовершенствования).

Предлагаем познакомиться с электронным портфолио педагога-психолога МБДОУ «Детский сад №50 комбинированного вида» Александры Сергеевны Александровой.

Также предагаем познакомиться с видеопредставлением опыта реализации профилактической программы, подготовленной Александрой Сергеевнойв ходе подготовки к Ленинградскому областному конкурсу профессионального мастерства «Педагог-психолог 2020»

Для того чтобы понять, как происходит развитие профессионального самосознания педагога-психолога, давайте рассмотрим схему, где этот процесс отражен в самом обобщенном виде.

Кратко эту схему можно интерпретировать следующим образом.
Психолог, сталкиваясь в повседневной практической деятельности с ситуациями, требующими постоянного поиска и новых эффективных способов преодоления трудностей, так или иначе анализирует эти способы и оценивает результаты своего труда.
На основе этого анализа, опирающегося на систему мотивационно-ценностных ориентаций, психолог формирует когнитивный «образ Я» как профессионала, испытывает эмоциональные переживания в процессе самооценивания, индуцируемые в некоторое самоотношение. Когнитивная и аффективная подструктуры профессионального самосознания определяют поведенческую подструктуру.
Вместе с тем психолог посредством обратной связи получает информацию извне, содержащую оценочные суждения коллег-учителей, администрации школы и, разумеется, самих учеников. В результате вербальной и невербальной коммуникации эта информация либо принимается, либо отвергается психологом. В случае принятия информации о себе психолог учитывает ее при формировании собственной Я-концепции и в когнитивном и в аффективном аспектах.
Разумеется, оценки других людей и самооценка психолога могут не совпадать, вследствие чего возникают внутренние противоречия, которые требуют разрешения.
Для психолога, обладающего высоким уровнем профессионального самосознания и убежденного в своей компетентности, внешние оценки не становятся причиной возникновения психологической защиты и эмоционального напряжения, а служат предметом глубокого анализа и рефлексии. Однако для специалиста с низким уровнем профессионального самосознания расхождение внешних оценок с собственной оценкой превращается в сильный фрустрирующий фактор.
Чрезвычайно важными для развития профессионального самосознания психолога являются его ценностные ориентации, установки, ведущие мотивы, основополагающие принципы, которые он реализует в своем труде.

Top