РАБОТА ПСИХОЛОГА С ДЕТСКОЙ ТРАВМОЙ

Современная жизнь ребёнка наполнена не только радостями или мелкими огорчениями, в ней порой встречается и настоящее горе, связан­ное с потерей близких вследствие болезней, несчастных случаев, катаст­роф, аварий, землетрясений и пр. Взрослые часто испытывают растерян­ность и замешательство, не зная, как и чем помочь ребёнку в этой ситуа­ции, не имея представления не только о том, как вести себя по отношению к ребёнку, пережившему горе, но и о том, каким образом и насколько ост­ро он переживает потерю.

 

Нарушения, развивающиеся после пережитого горя, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, психологи­ческий, поведенческий, уровень межличностного и социального взаимо­действия), приводят к стойким личностным изменениям у детей, пере­живших горе. Посттравматические стрессовые нарушения (состояния по­сле перенесенной утраты) способствуют формированию физических, пси­хологических проблем, особых жизненных сценариев и т. д., и могут вли­ять на всю дальнейшую жизнь ребёнка.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРЯ

Горе (общеслав. «gorje» — то, что жжёт, мучает) — переживание беды, тяжёлого несчастья, утраты жизненно важных ценностей в виде глубокой печали, скорби, глубокого душевного страдания.

Горе — понятие больше психологическое, чем медицинское. В пси­хологии горе обычно понимается как переживание потери, утраты. К. Изард отмечает, что «утрата может быть временной (разлука) или по­стоянной (смерть), действительной или воображаемой, физической или психологической». Иными словами, это очень многоликое явление, и в дополнение к перечисленным видам можно представить еще одну класси­фикацию утрат, созданную по объективному основанию. «Они бывают социальными (утрата работы или учебы), психическими и физическими (утрата соответствующих способностей или возможностей), духовными или материальными»1.

Горе относится к процессу переживания психологической, пове­денческой, социальной и физической реакции на утрату. Это процесс, рас­тянутый во времени, включающий в себя множество изменений. Это есте­ственная реакция, и её отсутствие может быть отклонением от нормы и признаком патологии. Это реакция на любой вид утраты, а не только смерть. Она зависит от индивидуального восприятия человеком утраты и не требует социального признания или оценки окружающих, т. е. это специфическое субъективное чувство, сопровождающее утрату. В основе психологических причин горя лежит один общий фактор: ощущение поте­ри ценного и любимого, того, к чему имелась сильная аффективная привя­занность. Горе тем сильнее, чем сильнее привязанность к утерянному объ­екту. На переживание горя влияют когнитивное, эмоциональное, социаль­ное развитие, культурно-этнические особенности, религиозные верования.

Реакция утраты может быть вызвана не только смертью близкого, но и, например, разрывом родственных связей (развод), переходом из одного образовательного учреждения в другое, уходом из родного дома, коллек­тива, жестоким обращением и т. д.

Одним из основоположников изучения психологии горя принято считать Э. Линдеманна. В результате наблюдения более ста пациентов, потерявших близких, он выдвинул несколько основных положений, ка­сающихся переживания острого горя: «Острое горе — это определённый синдром с психологической и соматической симптоматикой. Этот син­дром может возникать сразу же после кризиса, он может быть отсрочен­ным, может явным образом не проявляться или, наоборот, проявляться в чрезмерно подчеркнутом виде. Вместо типичного синдрома могут наблю­даться искажённые картины, каждая из которых представляет какой- нибудь особый аспект синдрома горя. Эти искажённые картины соответ­ствующими методами могут быть трансформированы в нормальную реак­цию горя, сопровождающуюся разрешением».

Если острое горе — это некий синдром с определённой симптомати­кой, то каковы же его проявления? Э. Линдеманн перечисляет шесть при­знаков или симптомов острого горя:

—       физическое страдание: постоянные вздохи, жалобы на потерю сил и истощение, отсутствие аппетита;

—       изменение сознания: легкое чувство нереальности, ощущение уве­личения эмоциональной дистанции, отделяющей горюющего от других людей, поглощённость образом умершего;

—       чувство вины: поиск в событиях, предшествующих смерти близко­го, свидетельств того, что не сделал для умершего всё, что мог;

—       обвинение себя в невнимательности, преувеличение значимости своих малейших оплошностей;

—       враждебные реакции: утрата теплоты в отношениях с другими людьми, раздражение и злость в их адрес, желание, чтобы они не беспо­коили;

—       утрата моделей поведения: торопливость, непоседливость, бес­цельные движения, постоянные поиски какого-либо занятия и неспособ­ность организовать его, потеря интереса к чему бы то ни было.

С. А. Шефов выделяет следующую классификацию утрат:

  1. социальная: утрата социального статуса, социальных ролей;
  2. психическая: утрата соответствующих способностей или возмож­ностей;
  3. физическая: утрата осязаемого объекта, очевидного и понятного окружающим;
  4. духовная: утрата прежнего мировоззрения, социального облика под воздействием чуждой среды, идеологии;
  5. материальная: вызванная частичной или полной утратой стоимо­стных характеристик в денежном выражении.

Горе, как для взрослых, так и для детей, является индивидуальным опытом, но существует несколько общих для всех возрастных категорий выражений горя.

Джродж Вильямс выделяет 5 фаз детского горя:

Первая фаза горя — отрицание или изоляция;

Вторая фаза — гнев, причём в отличие от взрослых дети более откры­то выражают гнев после утраты. Например, дети могут внезапно и неожи­данно разгневаться на родителей, родственников.

Третья фаза — фаза сделки, когда дети пытаются изменить реаль­ность, например, обещая «Я буду хорошим».

Четвертая фаза — депрессия, когда гнев детей обращается на самих себя. В период утраты дети, как и взрослые, могут переживать такие сим­птомы, как ночные кошмары или другие нарушения сна, потеря веса или аппетита, физические боли или недомогания. Дети всех возрастов могут вернуться к более ранним стадиям развития, могут появляться поведенче­ские реакции, свойственные более раннему возрасту — энурез, сосание пальца, капризы, цепляние за взрослых. Такой регресс обычно — явление временное. Необходимо разрешить ребёнку выражать своё состояние дос­тупным ему образом, чтобы предотвратить закрепление этих симптомов на длительное время.

Пятая фаза — разрешения, конечная фаза наступает, когда ребёнок окончательно принимает утрату4.

Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсро- ченностъ, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребёнок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значи­мого события, например, еще одной потери. У ребёнка могут отсутство­вать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Откры­тое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окру­жающих: только что ребёнок играл, резвился и вдруг начинает рыдать. Примечательно, что у детей переживание горя часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети пережи­вают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.

Дети, переживающие утрату, испытывают сильные и зачастую но­вые для себя чувства. Детей пугает то, что они не могут объяснить своих реакций на переживание горя, поэтому они нуждаются во взрослых, чтобы последние помогли им разобраться в происходящем. Многое зависит от способности остающихся рядом взрослых восполнить утрату (насколько это возможно) душевным теплом и заботой, создать ощущение прочности семейных отношений.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ГОРЯ

Реакция на смерть различны в зависимости от возраста или стадии развития ребенка.

Психолог Мария Нади описывает следующие различия в детских реакциях на смерть в за­висимости от периода развития.

  1. В возрасте от 3 до 6 лет дети воспринимают смерть сродни сну или путешествию, из ко­торого можно проснуться или вернуться. Постоянство смерти еще не осознается. Дети этого возраста осознают и объясняют мир, учитывая мнения и действия окружающих их взрослых. Ребенок не в состоянии понять значения слов «смерть», «всегда» или «никогда больше не вернет­ся». Ребенок будет искать умершего человека, но, в конце концов, откажется от своих попыток и смирится; он будет реагировать на утрату, становясь надоедливым и раздражительным, или — в более тяжелых случаях — замыкаться в себе. Наилучшей помощью травмированному ребенку будет та, когда другой взрослый включится в его ситуацию и постепенно выстроит надежную эмоциональную связь с ребенком, таким образом, продолжая внезапно прервавшийся диалог. Этот новый контакт может стать впоследствии той прочной базой, благодаря которой ребенок будет в состоянии сам справиться с постигшим его несчастьем.

В более раннем возрасте, когда присутствие рядом матери и отца настолько важно для раз­вития ребенка, что он, потеряв одного из родителей, испытывает как бы двойную утрату: остав­шийся в живых родитель (мать или отец) из-за собственного личного горя более или менее от­странен от ребенка эмоционально. Вместо утешения и поддержки мать или отец, возможно, ругают ребенка и отвергают его, в то время как нормальные реакции ребенка на смерть близкого выражаются, может быть, в назойливости, плаксивости и капризах.

Если у родителей умер один ребенок, ситуация для второго ребенка, возможно, станет ана­логичной. Родители поглощены своим горем, и им очень трудно понять проблемы других сво­их детей. Нам приходилось встречать родителей, которые, потеряв одного ребенка, достаточно долго не осознавали существование других своих детей, а также того, что у них также могли воз­никнуть психологические проблемы в связи с потерей брата или сестры.

Ребенок 3-6 лет думает, что его мысли могут оказывать влияние на окружающий мир. Он живет в иллюзии своего всемогущества, и ему трудно отделить фантазии от реальности. Ему, ду­мающему или желающему, чтобы нечто случилось, представляется, что это уже произошло. Для этого возраста характерно ощущение связи между способностью совершить нечто и наказанием.

Когда ребенок ощущает в себе сильную склонность к какому-либо проступку, то он законо­мерно чувствует вину: «Если бы я вел себя более вежливо, если бы я был лучше, мама была бы по-прежнему жива!»; «Если бы я никогда не сердился на моего младшего брата и не хотел бы, чтобы его не было, он бы не умер». У детей в этом возрасте сильное воображение, причем свои мечты им самим трудно выразить словесно; дети не всегда уверены, существуют ли их фантазии на самом деле, во внешнем мире, или они живут только в их собственном сознании. Это обстоя­тельство делает механизм горя более сложным.

Ребенок мог бы постараться нечто предпринять, чтобы снова вернуться в обычную жизнь, например, начав вести себя очень хорошо, став послушным, — ведь такое поведение ценится взрослыми; последние редко воспринимают состояние ребенка во всей сложности, как «знак беды», хотя в действительности дело обстоит именно так. Или, возможно, ребенок станет более беспокойным и трудным в общении для того, чтобы его наказали, так как, по его мнению, он этого заслуживает, ведь это он виноват в том ужасном, что произошло. Взрослые же совсем не воспринимают подобное: им трудно осознать, что вызывающее поведение — признак вины или горя. Поэтому на ребенка обрушиваются брань и наказания за его плохое поведение — в то вре­мя, когда он мог бы испытать успокоенность и облегчение.

Работая с дошкольником, переживающим горе, важно помнить, что он не понимает таких абстрактных слов как «никогда», «всегда». Ребенок осознает только конкретные действия. «Если ты говоришь, что дедушка на небесах, то где эти небеса и как он туда попал?», «Если он смог уйти туда, то сможет и вернуться назад». Нужно быть уверенным в том, что даются конкретные от­веты и объяснения. Необходимо пояснить разницу между одиночеством и смертью.

 

  1. Младшие школьники (7-9 лет) часто задумываются о смерти, потому что они уже понима­ют, что смерть неизбежна и окончательна. Они знают, что основные жизненные обстоятельства изменить невозможно. Дети их наблюдают и осмысляют, однако им еще далеко до того, чтобы управлять теми ситуациями, которые могут вызвать чувства тревоги и беспомощности. В этом возрасте дети понимают реальность смерти, но им трудно вообразить себе, что они или их близ­кие люди могут умереть.
  2. В поведении 10-12-летних детей можно наблюдать фрагментарность. Это поведение мож­но рассматривать как психологическую защиту ребенка от состояния тревоги и страдания, что означает, что для детского опыта характерно периодическое чередование состояний грусти и развлечений, игр, чтобы минимизировать пугающие фантазии и сильные переживания у детей, важно давать им точную и подробную информацию о смерти и разрешать им задавать вопросы. Знание конкретных фактов поможет восстановить детскую веру в жизнь. Дети осознают впер­вые неотвратимую природу смерти. В то же время, их больше интересуют биологические аспек­ты смерти. Одновременно, они осознают и социальное значение смерти и потери.
  3. Мышление тинэйджера, следующая возрастная группа, уже похоже на способ мышления взрослых. Но часто период переходного возраста — нелегкое время для переживания горя. Пси­хологические защитные механизмы ослаблены, подросток изучает себя «Кто я?» Ему необходи­мы ролевые модели поведения взрослого, чтобы найти себя или отказаться от чего-то в себе. Подростки могут регрессировать на более на более ранние представления о смерти, но обычно они заняты, как взрослые, поисками смысла смерти.

Реакции горя у подростков похожи на реакции взрослых и детей. Поскольку у подростков обычно наступает регресс при таком сильном стрессе как потеря, их реакции могут быть больше похожи на детские. Однако, есть специфические особенности горя подростков, влияющие на их реакции. Подростки в трауре могут заниматься переписыванием реальности смерти в грезах, отрицая или откладывая горе на потом.. Другим осложняющим фактором может быть борьба подростка между независимостью и зависимостью.

Смерть может быть в чем-то угрозой для подростка, у которого может развиться страх от­деления и независимости. Поскольку подростки часто стремятся быть более зрелыми или скры­вают свои чувства лучше чем, дети, их чувства, связанные с потерей, могут быть похоронены заживо. Наконец, подростки уникальны в своем самосознании. Они могут быть больше заняты своим поведением или одеждой, чем самой потерей, совершеннейшее средство отрицания, вы­зывающее смущение или раздражение окружающих людей.

Потеря матери или отца в это время, возможно, бывает невыносимой. Некоторые подростки, с которыми мы встречались, инкапсулировали свое горе вместе, вели внешне бурную жизнь. Ночные шатания по городу, эксперименты с наркотиками, нарушения закона — все это также способы вытеснения горя. Часто у человека, переживающего утрату близкого, накапливается гнев, который, возможно, будет вреден как самому человеку, так и другим.

Суицидальные мысли, вероятно, являются примером саморазрушения, но они также, быть может, выражают желание субъекта вновь соединиться с умершим. Почти каждому, кто пере­жил ощутимую потерю близкого человека, приходят в голову мысли о самоубийстве. Достаточно было только однажды спросить об этом у детей из нашей группы, как мы нашли подтверждение этому предположению. Взрослые редко задают детям вопросы о самоубийстве, подобные вопро­сы — табу для многих из нас. Когда же мы осведомлялись, что именно более всего помогало преодолевать горе, некоторые дети и подростки отвечали, что по-настоящему давала им силу для продолжения жизни и борьбы с проблемами мысль и возможности прекращения своей соб­ственной жизни.

Испытание горем дает возможность глубже понять себя. Несчастье изменяет представление ребенка о самом себе, своих проблемах, о том, как влияет трагический опыт на личность.

Человек может охарактеризовать себя, анализируя свои умения, чувства и мысли, а также в зависимости от того, как он проживает свою жизнь и что именно ждет от себя в будущем. Эти три временных плана — прошлое, настоящее и будущее — определяют специфику самопо­нимания и Я-концепцию. В книге Уильяма Дамона и Даниэла Харта «Самосознание в детстве и юности» данный термин определяется как «некая когнитивная репрезентация себя, собственных интересов и личностной идентичности».

Для того, чтобы понять себя, детям и подросткам необходимы целостность Я-концепции и неразрывность внешнего мира, а также четкость, которая означает получение точной информа­ции о том, что же произошло с ним и открытый разговор о переживаниях, если ребенок в состо­янии выразить свои чувства. Самоанализ — это умение, которое раскрывается по мере взросле­ния ребенка, способность выразить себя эмоционально. На самоанализе строится осмысленное поведение, как возможность посмотреть на самого себя со стороны, увидеть себя в отношени­ях с другими людьми. Далее самопонимание, становится для ребенка инструментом для само­идентификации. Обычно ребенок многое приобретает во время такого процесса; это происхо­дит автоматически, когда ребенок общается с кем-то из родителей или с другими людьми. Когда вдруг ребенок встречается с фактом смерти или другой катастрофой (включая потерю близкого), четыре личностных фактора — целостность, четкость, самоанализ и самосознание — переста­ют действовать, поэтому ребенок теряет контроль над собой и окружающим миром. Нить не­раздельности прошлого, настоящего и будущего рвется. Нет ни прошлого, ни будущего, только ошеломление, шок. Ребенок на неопределенное время беззащитен, и это его пугает. Ему нужна помощь, чтобы все связать снова, однако отец или мать — или оба — сами находятся в кризисе и часто не в состоянии поддержать ребенка, чтобы восстановить его самосознание.

В данном пособии рассматриваются примеры проявления последствий травмы у детей младшего возраста, а также способы преодоления этих последствий. Предлагаются специальные мероприятия, нацеленные на работу с реакциями, наиболее распространенными у детей младшего возраста. 

Суть данной программы состоит в обнаружении посттравматических реакций у детей дошкольного возраста и в организации индивидуальных и групповых занятий с целью помочь им справится со страхами и теми реакциями, которые препятствуют обучению, социальному и эмоциональному развитию.

Для каждого ребенка можно сделать отдельную копию всей рабочей тетради.
когда вы делаете копии страниц с заданиями для следующего занятия, выби-
райте наиболее подходящую для этого страницу.
Мы рекомендуем с помощью дырокола пробить отверстия в отксерокопиро-
ванной рабочей тетради, чтобы ее можно было хранить в специальной папке.
Рабочую тетрадь можно отдать ребенку только после того, как вы провели
с ним все запланированные занятия. Это даст вам возможность встретиться с
родителями ребенка, чтобы объяснить им цель заданий, которые вы проделали
и о том, каким образом им следует реагировать, когда их ребенок покажет им
рабочую тетрадь на их совместном с ребенком занятии.
Собранные в тетради задания были предварительно апробированы в школах
и других учреждениях на их эффективность в помощи ребенку выражать свои
особые чувства, связанные с полученной травмой, и в развитии специальных
навыков, необходимых человеку, перенесшему тяжелую травму.

Кратковременные вмешательства для травмированных детей и подростков”, это комплекс повозрастных и основанных на чувственном восприятии заданий и упражнений, включающие в себя рисование и специфические вопросы, которые направлены на то, чтобы вызвать основные эмоции и чувства, которые испытывает травмированный ребенок (например, гнев, страх, боль, беспокойство, бессилие). Воспоминания о травме проявляются на чувственном уровне и должны переживаться заново в безопасной обстановке для снижения их остроты. Поскольку травма воспринимается на чувственном уровне, память является своего рода хранилищем символов. Образы – как ребенок и подросток воспринимает себя и окружающий мир – определяют тип полученной травмы.

Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО. Пред-
ставляет собой ресурс, необходимый для формирования базовых представ-
лений о клинической картине переживания психотравмирующей ситуации,
о концепциях и подходах к оказанию психологической помощи лицам
с психотравмирующим опытом на различных стадиях возрастного разви-
тия. Ориентировано на получение студентами (слушателями) практических
навыков, необходимых для оказания квалифицированной помощи лицам,
столкнувшимся с психотравмирующим опытом в период детства.
Адресовано студентам, обучающимся по психологическим и психо-
лого-педагогическим специальностям.

В этом тексте минимум теории, максимум практических методов работы, в том числе работы с детьми, пережившими травматический опыт. Текст организован в форме справочника, удобная нумерация разделов.

В книге рассматривается к-ПТСР (комплексное посттравматическое стрессовое расстройство), возникшее в результате детской травмы, которая развивается у детей с самого разного возраста, если родители не проявляют достаточно любви и терпения, слишком требовательны, чрезмерно заняты собой, используют телесные наказания, унижают детей вербально, физически или психологически или прибегают к разного рода насилию. Автор предлагает свою методику исцеления на основе методов когнитивно-поведенческой терапии. Книга рассчитана на практикующих психотерапевтов и их клиентов с к-ПТСР.

В своей профессиональной деятельности психологи и психотерапевты соприкасаются с различными психологическими травмами, выход клиента из которых и будет определять успешность работы. В пособии раскрыты основы и особенности работы с травмой специалистов в разных психологических парадигмах. Описаны методы оказания помощи, этапы работы и особенности понимания природы травмы в арт-терапии, транзактном анализе и нарративном подходе. Представлена подборка методик и техник практической направленности для работы с последствиями психологической травмы. Пособие рассчитано на специалистов помогающих профессий, волонтеров, работающих с клиентами, которые пережили травмирующий опыт.

Данная книга может представлять интерес для практических и школьных психологов, учителей и воспитателей детских учреждений, для всех специалистов, которые работают с подрастающим поколением и заинтересованы в здоровом и гармоничном развитии детей.

Психотерапия детей и подростков подразумевает не только избавление пациента от болезненных расстройств и решение актуальных для него и его семьи психотравмирующих проблем, но и возвращение ребенка в русло нормального развития.

Читаем, изучаем

Еще про травму, не только детскую (нейрофизиологические механизмы и психотерапия)

Top