ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Актуальность системной работы по организации экстренной психологической помощи в образовательной среде связана с тем, что на современном этапе развития социума, в том числе сферы образования, относительно часто происходят чрезвычайные и кризисные ситуации. Они оказывают деструктивное, разрушительное воздействие как на само функционирование в штатном режиме образовательной организации, так и на эмоциональный климат в ней.

Особое внимание в таких ситуациях требуют дети и подростки, так как, в силу возраста, у них продолжается формирование когнитивных функций, и проживание кризисного события может негативно повлиять на формирование здоровой психики ребенка. Психологическая помощь должна быть профессиональной и полноценной. Для этого необходим системный динамический подход в организации экстренной психологической помощи в образовательной среде.

Система экстренной психологической помощи в образовательной среде

Общая схема организации экстренной психологической помощи в образовательной среде

В системе экстренной психологической помощи в образовательной среде (СЭППОС) могут оказываться такие виды психологической помощи:

  • экстренная;
  • неотложная;
  • посткризисная.

Экстренная психологическая помощь (ЭПП) — целостная система мероприятий, направленных на оптимизацию актуального психического состояния пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в условиях чрезвычайной ситуации, снижение рисков возникновения массовых негативных реакций и профилактику отдаленных негативных психических последствий, включающая в себя как отдельные специальные методы психологического воздействия, так и организацию особой среды, окружающей пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в чрезвычайной ситуации, в процессе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Неотложная психологическая помощь (НПП)-целостная система мероприятий, направленных на оптимизацию актуального психологического состояния круга пострадавших лиц в условиях кризисной ситуации, снижение рисков возникновения массовых негативных реакций и профилактику эмоционального неблагополучия. Неотложная психологическая помощь оказывается в условиях кризисной ситуации при внезапных острых психологических состояниях, обострениях хронических психических заболеваний без явных признаков угрозы для жизни и здоровья человека.

Посткризисная психологическая помощь (ПКПП) — целостная система мероприятий, направленная на преодоление возникших отдаленных негативных психологических последствий у круга пострадавших лиц в условиях кризисной ситуации. Такая помощь оказывается в посткризисный период.

Основными функциональными звеньями системы экстренной психологической помощи в образовательной среде являются:

  •  структурные отделения экстренной психологической помощи министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС);
  • Служба Неотложной Психологической Помощи (СНПП);
  • Психолого-педагогическая служба образовательной организации (ППС).

В зависимости от статуса кризисного события к работе по преодолению негативных последствий привлекаются те или иные звенья системы экстренной психологической помощи.

Образовательная организация сталкивается с такими кризисными событиями (ситуациями), требующими оказания психологической помощи участникам образовательного процесса, как чрезвычайная ситуация и кризисная ситуация.

Данные методические рекомендации направлены на повышение компетентности специалистов психолого-педагогических служб образовательных организаций в вопросах оказания экстренной психологической помощи в образовательной среде в случае наступления чрезвычайных и кризисных ситуаций. Предлагаемые методические рекомендации представлены описанием модели системы экстренной психологической помощи в образовательной среде, а именно:

  • структурой и принципами организации экстренной психологической помощи;

  • описанием процессов оказания экстренной и неотложной психологической помощи в случае чрезвычайных и кризисных ситуаций в образовательных организациях;

  • описанием алгоритмов действий специалистов, включенных в процесс оказания экстренной и неотложной психологической помощи;

  • типа кризисной ситуации и контингента, конкретными технологиями работы по оказанию психологической помощи с учетом нуждающегося в оказании психологической помощи.

Экстренная психологическая помощь (ЭПП)

Экстренной психологической помощью называется система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание психологической помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших в чрезвычайном событии.

Цель ЭПП

Цель ЭПП — оптимизация актуального психологического состояния при помощи профессиональных методов и профилактика отсроченных негативных психических последствий.

Главные принципы оказания помощи:

  • безотлагательность;
  • приближенность к месту событий;
  • ожидание, что нормальное состояние восстановится;
  • единство и простота психологического воздействия.

Особенности психологического состояния пострадавших:

  • снижение или утрата способности самостоятельно удовлетворить потребности в тепле, пище, безопасности;
  • наблюдаются нарушение способности к планированию собственных действий;
  • значительно сужается временная перспектива;
  • высока вероятность эмоционального заражения паническими, агрессивными, истерическими реакциями групп пострадавших.

Правила первой помощи для психологов:

1. В кризисной ситуации сразу скажите пациенту, что вы ожидаете от терапии и как долго продлится работа с проблемой. Надежда на успех лучше, чем страх неуспеха.

2. Не приступайте к действию сразу. Осмотритесь и решите, какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пострадавших в наибольшей степени нуждается в помощи.

3. Точно скажите кто вы и что делаете. Узнайте имена пострадавших, скажите что помощь скоро прибудет — вы об этом позаботились.

4. Осторожно устанавливайте телесный контакт. Легкий телесный контакт обычно успокаивает пострадавших. Поэтому возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший.

5. Никогда не обвиняете пострадавшего. Расскажите, какие меры требуются принять для оказания помощи.

6. Профессиональная компетентность успокаивает. Расскажите о вашей квалификации и опыте.

7. Дайте пострадавшему поверить в его собственную компетентность. Посильное поручение придаст ему сил и чувство самоконтроля.

8. Дайте выговориться. Слушайте активно, пересказывайте позитивное.

9. Скажите, что останетесь с ним, уходя, оставьте заместителя.

10. Привлекайте людей из ближайшего окружения для оказания помощи. Давайте любопытным конкретные задания.

11. Стресс может оказать негативное влияние и на психолога. Напряжение необходимо снимать с помощью релаксационных упражнений и профессиональной супервизии. Группы супервизии должен вести профессионально подготовленный модератор.

ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ

Проявление той или иной реакции у конкретного человека зависит в равной мере от особенностей ситуации и от индивидуальных особенностей человека, его жизненного опыта, ценностей мировоззрения.  Важно подчеркнуть, что оказание экстренной психологической помощи возможно лишь в том случае, когда реакция не является патологической.

При переживании экстремальной ситуации чаще всего встречают­ся такие реакции:

  • бред и галлюцинации,
  • плач,
  • истерика,
  • нервная дрожь,
  • страх,
  • двигательное возбуждение,
  • агрессия,
  • ступор,
  • апатия.

БРЕД И ГАЛЛЮЦИНАЦИИ

К основным признакам бреда относятся:

  • ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить.
  • Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).

 

В данной ситуации:

1. Обратитесь к медицинским работникам, вызовите бригаду скорой психиатрической помощи.

2. До прибытия специалистов следите за тем, чтобы пострадавший не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность.

3. Изолируйте пострадавшего и не оставляйте его одного.

4. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить. Помните, что в такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.

 

АПАТИЯ

 

В состоянии апатии человек может находиться от нескольких часов до нескольких недель:

  • * безразличное отношение к окружающему;
  • * вялость, заторможенность;
  • * медленная, с длинными паузами, речь.

В данной ситуации:

1.Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов: «Как тебя зовут?»; «Как ты себя чувствуешь?»; «Хочешь есть?».

2. Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь).

3. Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб.

4. Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать.

5. Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чаю или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).

СТУПОР

  • Основными признаками ступора являются:
  • * резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи;
  • * отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения, щипки);
  • * «застывание» в определенной позе, оцепенение (numbing), состояние полной неподвижности;
  • * возможно напряжение отдельных групп мышц.

В данной ситуации:

1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.

2. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками.

3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

4. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.  

ДВИГАТЕЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ

  • Основными признаками двигательного возбуждения являются:
  • резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия;
  • ненормально громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда абсолютно бессмысленные вещи);
  • часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы).
В данной ситуации:

1. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.

2. Изолируйте пострадавшего от окружающих.

3. Массируйте «позитивные» точки. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?»)

4. Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям (например: «Не бегай», «Не размахивай руками», «Не кричи»).

5. Помните, что пострадавший может причинить вред себе и другим.

6. Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением (см. помощь при данных состояниях).

АГРЕССИЯ

  • Основными признаками агрессии являются:
  • раздражение, недовольство, гаев (по любому, даже незначительному поводу);
  • нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;
  • словесное оскорбление, брань;
  • мышечное напряжение;
  • повышение кровяного давления.
 В данной ситуации:

1. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.

2. Изолируйте пострадавшего от окружающих.

3. Массируйте «позитивные» точки. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?»)

4. Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям (например: «Не бегай», «Не размахивай руками», «Не кричи»).

5. Помните, что пострадавший может причинить вред себе и другим.

6. Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением (см. помощь при данных состояниях).

СТРАХ

К основным признакам страха относятся:

  • напряжение мышц (особенно лицевых);
  • сильное сердцебиение;
  • учащенное поверхностное дыхание;
  • сниженный контроль над собственным поведением.

  Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг.

  В данной ситуации:

1. Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом: «Я сейчас рядом, ты не один!».

2. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с вами ритме.

3. Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие.

4. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.

НЕРВНАЯ ДРОЖЬ

Основные признаки:

  • дрожь начинается внезапно — сразу после или спустя какое-то время;
  • возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету);
  • реакция продолжается достаточно долго (до нескольких часов);
  • потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.
   В данной ситуации:
  • Нужно усилить дрожь. Возьмите человека за плечи и сильно, резко потрясите 10-15 секунд.
  • Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение.
  • Уложить пострадавшего спать.

Нельзя:

  • обнимать пострадавшего или прижимать к себе;
  • укрывать чем-то теплым;
  • успокаивать, говорить, чтобы он взял себя в руки.

ПЛАЧЬ

Основные признаки данного состояния:

  • человек уже плачет или готов разрыдаться;
  • подрагивают губы;
  • наблюдается ощущение подавленности;
  • в отличие от истерики, нет признаков возбуждения.

Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, облегчения. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека.

В данной ситуации:

1. Не оставляйте пострадавшего одного.

2. Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину). Дайте почувствовать, что вы рядом.

3. Применяйте приемы «активного слушания» (чтобы помочь пострадавшему выплеснуть свое горе: периодически произносите «ага», «да», кивайте головой — подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.

4. Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплестнуть» горе, страх, обиду.

5. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Ваша задача — выслушать.

ИСТЕРИКА

Основные признаки:

  • — сохраняется сознание;
  • — чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;
  • — речь эмоционально насыщена, быстрая;
  • — крики, рыдания;

 

В данной ситуации:

1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для вас.

2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно резко крикнуть, уронить предмет, дать пощечину, облить водой);

3. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»).

4. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за поведением пострадавшего.

5. Не потакайте желаниям пострадавшего.

Экстремальные ситуации (насилие), связанные с угрозой для жизни

  • К подобным ситуациям относятся: захват заложников террористами, ограбление, разбойное нападение.
  • За короткое время происходит столкновение с реальной угрозой смерти (в обыденной жизни психика создает защиту, позволяя воспринимать смерть как нечто далекое или даже нереальное).

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ

  • Пострадавший испытывает комплекс сильнейших переживаний: чувство вины, стыда, безысходности, невозможности контролировать и оценивать события, страх из-за того, что «все узнают», брезгливость к собственному телу.
  • В зависимости от того, кто явился насильником (незнакомый или знакомый), психологически ситуация воспринимается по-разному.
  • Если насильником был незнакомый человек, то жертва в большей степени склонна видеть причину происшедшего во внешних обстоятельствах (позднее время суток, безлюдный участок дороги и т.д.).
  • Если виновник — знакомый, то причину человек ищет внутри себя (характер и прочее). Стрессовая реакция после изнасилования знакомым человеком является менее острой, но длится дольше.
  • Желательно, чтобы помощь оказывал человек того же пола, что и потерпевший.
В данной ситуации:

1. Не бросайтесь сразу обнимать пострадавшего. Возьмите его за руку или положите свою руку ему на плечо. Если это человеку неприятно, избегайте телесного контакта.

2. Не решайте за пострадавшего, что ему сейчас необходимо (он должен ощущать, что не потерял контроль над реальностью).

3. Не расспрашивайте пострадавшего о подробностях происшедшего. Ни в коем случае не обвиняйте его в случившемся.

4. Дайте пострадавшему понять, что он может рассчитывать на вашу поддержку.

5. Если пострадавший начинает рассказывать о происшедшем, побуждайте говорить не столько о конкретных деталях, сколько об эмоциях, связанных с событием. Добивайтесь, чтобы он говорил: «Это не моя вина, виноват насильник»; «Было сделано все возможное в таких обстоятельствах».

Если пострадавший решил обратиться в полицию, идите туда вместе. При оформлении заявления, выяснении примет преступников он снова в подробностях переживает ужасную ситуацию. Ему будет необходима ваша поддержка.

Видеозапись вебинара «Оказание экстренной психологической помощи при острых стрессовых реакциях«

Вебинар посвящен особенностям и специфике работы психолога с жертвами военных действий и чрезвычайных ситуаций. Спикер: Дмитрий Ершов —специалист психологической службы Федеральной территории «Сириус».

Рассмотрен отечественный опыт оказания экстренной психологической помощи, а также основные направления психолого-
педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в кризисном эмоциональном состоянии.

Важным содержательным элементом данного учебно-методического пособия являются представленные алгоритмы действия педагога-психолога при работе с родителями и детьми, находящимися в кризисном состоянии.

Презентация к вебинару, проведенному Ермолаевой Анной Валериевной, заместителем руководителя Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в
системе образования Российской Федерации МГППУ

Эта книга посвящена всем животрепещущим вопросам, связанным со стрес­сом. Умело комбинируя теорию и практику, авторы рассказывают о том, каковы причины стресса, как можно его предупредить и бороться с ним, как повысить индивидуальную стрессоустойчивость.

Издание будет максимально полезно психологам и психотерапевтам, тренерам и коучам, так как предлагаемый материал успешно интегрируется в структуру любого тренинга. Оно также принесет несомненную пользу каждому, кто захочет научиться избегать стресса и сводить его последствия к минимуму.

В книге излагаются основы психологической помощи детям и подросткам, пережившим различные жизненные катастрофы (экстремальные ситуации). Приводятся эффективные методики экпресс-диагностики и коррекции симптомов психологической травмы.  Описывается практический опыт работы с детьми и подростками, пережившими массовые катастрофы (землетрясение, захват в заложники).
Пособие адресовано студентам и аспирантам психологических факультетов. Оно будет полезно также сотрудникам служб психологической помощи населению, психотерапевтам, специалистам по клинической психологии и психологическому консультированию.

ЧИТАЕМ, ИЗУЧАЕМ

Top