О проведении разъяснительной работы с несовершеннолетними по правовым, духовно-нравственным аспектам
взаимоотношений полов

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение человеком моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Нравственное воспитание как определенный процесс включает в свое содержание прежде всего сообщение воспитуемым определенной информации о должном поведении. Ответственность за поведение вырабатывается на основе знания о том, как надлежит человеку поступать в определенных условиях. Усвоение моральных норм осуществляется стихийно в повседневном общении людей. Главным ориентиром в этом вопросе выступает семья. Именно через семейные отношения, через отношения родителей ребенок учится выстраивать свою будущую жизнь. В семье, где царит любовь, гармония, уважение нравственное воспитание происходит как само собой. На примере близких людей ребенок учится, и ему не требуются назидательные беседы о «правильном». Ребенок всегда перенимает жизненную модель родителя своего пола, и, если в семье нарушены нравственные ориентиры, в процессе жизни искаженные представления еще сильнее деформируются.

Еще одним элементом в системе формирования духовности является окружение. Ребенок, который не имел правильных нравственных ориентиров, вступая в подростковый возраст, имеет искаженное представление о любви, самоуважении и половых отношениях. Как следствие во взрослой жизни, человек лишенный нравственного воспитания, будет иметь большие проблемы с созданием крепкой, дружной семьи, будет опустошен духовно, разочаруется в высших ценностях, семейном счастье и любви. А на это место придет разочарование, обида, озлобленность и цинизм.

Однако для нравственного воспитания окружение может сделать не меньше, чем любящая семья. Честные, открытые и добрые друзья, которые могут помочь в трудную минуту, поддержать и дать мудрый совет могут восполнить то, чего не было в семье.

Помимо семьи и друзей на ребенка так же влияют и средства массовой информации. Низкопробные рекламы и фильмы, обесценивающие семейные ценности, любовь и уважение сильно воздействуют на еще не сформированную систему детских и подростковых ценностей. Однако, и СМИ могут сделать немало для устранения этой проблемы. Чаще освещать темы посвященные духовности, культуры, этики, любви, рассказывать о благородных поступках, выставлять на первый план простые человеческие отношения и благополучные семейные отношения – это может значительно способствовать развитию духовности в детях и подростках.

Половое воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям другого пола. Поэтому в сферу полового воспитания входят не только лишь такие специфические отношения между представителями мужского и женского пола, как супружеские, но и любые другие: в общественной жизни, труде, отдыхе и т.д. Поскольку цели и задачи полового воспитания определяются интересами всего общества, эти интересы должны учитываться во всех аспектах полового воспитания, в том числе и в той его части, которая касается непосредственно супружеских отношений, так как человек, который не может найти себя в труде и общественной жизни, не сможет успешно утвердиться и в сфере личной жизни.

Цель полового воспитания в современной школе – на основе знаний об анатомии и физиологии генеративной системы человека и ее функциях сформировать у учащихся правильное понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и потребность руководствоваться ими во всех сферах деятельности. Соблюдение норм нравственности в личных взаимоотношениях определяет нравственность общества в целом. Понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и умение руководствоваться ими в сфере общения и определяют высокий уровень духовного и физического здоровья граждан страны. Для достижения необходимого социального эффекта в процессе полового воспитания необходимо решить ряд конкретных педагогических задач, к числу которых относится воспитание:

  • социальной ответственности во взаимоотношениях между людьми женского и мужского пола, убеждение, что и в сфере интимных отношений человек не является независимым от общества;
  • стремления иметь прочную, дружную семью, отвечающую современным требованиям общества: равноправия отца и матери в семье, рождения нескольких детей; сознательного и ответственного отношения к их воспитанию как к своему долгу перед обществом в целом, своими родителями и детьми;
  • способности понимания других людей и чувства уважения к ним не только как к людям вообще, но так же, как к представителям мужского или женского пола, способности учитывать и уважать их специфические половые особенности в процессе совместной деятельности;
  • способности и стремления оценивать свои поступки по отношению к другим людям с учетом половой принадлежности, вырабатывать понятие хорошего и плохого поступка в сфере этих отношений;
  • ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, убеждения о вреде и опасности ранних половых связей, о недопустимости безответственности и легкомыслия в отношениях с лицами другого пола; понятия дозволенного и недозволенного в этих 1 отношениях;
  • адекватного понимания взрослости: ее содержания, истинных признаков, проявлений и качеств. В соответствии с этими задачами каждый подросток должен на уровне своего возраста знать специфические особенности противоположного пола, считать их естественными и закономерными, понимать принцип равноправия мужчин и женщин. Незнание этих особенностей и нежелание их учитывать – существенные дефекты воспитания. Каждый школьник должен осознавать необходимость строить свои отношения с другими людьми, учитывая их половые особенности.

Каждый подросток должен знать, что сохранение духовного и физического здоровья – не только его личное дело, но и долг перед обществом, перед родными и близкими. На этой основе школьникам следует прививать убеждение о вреде для здоровья ранней половой жизни как для них самих, так и для партнеров. Сама по себе половая жизнь не таит такой угрозы.

Путем полового воспитания в школе закладываются основы будущих гармонических супружеских отношений – важного фактора полноценной семьи, высокой работоспособности и активности в социальном плане, хорошего настроения, всего того, что необходимо для высокого уровня духовного здоровья и взаимной адаптации будущих супругов.

Школьники должны иметь представление об основных возрастных особенностях своего организма, адекватно реагировать на определенные анатомо-физиологические изменения, наступающие в период полового созревания (изменение внешности, признаки нарастающей активности половых желез и т. д.).

У каждого подростка должен быть сформирован нравственный идеал семьи, понимание ее ценности и необходимости для человека, как основы жизненного благополучия, сохранения здоровья, облегчения, преодоления жизненных трудностей. Человек испытывает объективную потребность в повседневном общении с членами семьи, и никакие знакомства, встречи, контакты этого общения заменить не могут.

Необходимо, чтобы для девочки, подростка, девушки была естественной мысль, что у нее будут дети, чтобы девушка, вступив в брак, заранее испытывала потребность иметь детей и сознательно с учетом этого строила свои жизненные планы. Привитие представлений о должном количестве детей в семье начиная с младшего школьного возраста должно являться обязательным элементом демографической политики государства, которая может быть реализована через школу.

В процессе полового воспитания у девочек вырабатывается естественное, доброжелательное, лишенное настороженности отношение к мальчикам, способность дружно играть с ними, общаться, учиться.

Подросткам должны быть свойственны понимание и сознательное отношение к специфическим особенностям сверстников противоположного пола, способность учитывать и уважать эти особенности, организовывать свою совместную деятельность на основе взаимопонимания и взаимного уважения, оценивать свое душевное и физическое состояние, природу и характер происходящих в нем изменений, правильно к ним относиться. Необходимо, чтобы подростки научились понимать сущность духовной и физической красоты человека и умели соотносить эти два элемента с требованиями к собственному поведению и поведению других людей. Помимо этого, следует осознанно относиться к интересу, направленному на лицо другого пола. Школьники должны обладать стремлением к сознательной оценке личностных качеств объекта своего интереса, желанием разобраться в своих чувствах, не поддаваясь первому побуждению. Необходимо, чтобы любовь воспринималась в большей степени как этико-эстетическое явление, развивающееся на основе духовного общения.

Половое воспитание следует осуществлять с использованием всех традиционных методов педагогического воздействия, не возводя его в ранг чего-то особенного, а тем более таинственного. Не все то, что имеет значение для полового воспитания, может использоваться специально, более того, нарочитость некоторых ситуаций может помешать воспитательному эффекту.

Информация о половых взаимоотношениях может иметь словесную и (или) наглядно-образную форму: личный пример, определенная ситуация, в которой ребенок является действующим лицом или наблюдателем. Эффективной в воспитательном отношении окажется та информация, которая не остается на уровне запоминания, а затрагивает эмоциональную, этическую сферы личности.

К средствам воспитательного воздействия при половом воспитании относятся:

  • своевременная реакция взрослых на те или иные особенности поведения подростков, их взаимоотношений со сверстниками противоположного пола, эмоциональная оценка этих особенностей; адекватная реакция на те или иные проявления сексуального развития подростка, основанная на твердом знании того, что в его развитии является нормальным, а что – отклонением от нормы. Педагоги обязаны помнить, что их реакция на все эти проявления – один из важных путей полового воспитания;
  • примеры правильного отношения взрослых к представителям другого пола. Взрослые не должны доводить до сведения детей свои конфликты, не следует выяснять при них свои отношения и т. д. Учителю следует обращать внимание школьников на положительные примеры отношения людей разного пола друг к другу, на взаимные проявления любви, внимания и заботы взрослых мужчин и женщин, сопровождая их соответствующими комментариями. Это может рассматриваться как специальный метод полового воспитания – воспитание на положительных примерах. Примеры могут быть взяты также из произведений художественной литературы, кино и т.д.;
  • сообщение ученикам определенным образом ориентированной информации как в ответ на их вопросы, так и по собственной инициативе, индивидуально или в виде специально организованных бесед, занятий и т.д., а также информации, включенной в содержание различных учебных предметов. Эта информация может быть донесена как раздельно по половой принадлежности, так и совместно для мальчиков и девочек, юношей и девушек. Важное значение имеют контроль за читаемой литературой, ее обсуждение, соответствующие рекомендации.

Известно, что для закрепления определенных воспитательных воздействий необходима соответствующая деятельность воспитуемого. Специфика полового воспитания заключается в том, что человек в любом виде деятельности не может выступать как существо вне пола. С одной стороны, это означает, что для полового воспитания могут быть использованы любые виды деятельности, с другой – что трудно найти какую-либо особого рода деятельность, которую следовало бы специально организовать или стимулировать в интересах полового воспитания. Поэтому любой вид деятельности учащихся – работа, общение, познание – может служить интересам полового воспитания, если педагоги дают особенностям этой деятельности свою оценку не вообще, а с позиций существования двух полов, важности и общественной ценности определенного характера различий между ними.

Сообщаемая школьникам информация, независимо от того, ответ это на вопрос или занятие, должна находиться на доступном их пониманию уровне, быть естественной по характеру с акцентом на нравственную сторону, интересной и достаточно исчерпывающей, чтобы школьники были ею удовлетворены, корректной по форме, даже если спрашивается что-либо не вполне приличное с точки зрения педагога, по своему характеру побуждающей, т.е. вызывающей стремление узнать что-то новое, задуматься о нравственной и общественно значимой стороне отношений представителей мужского и женского пола.

Основными принципами полового воспитания являются:

  • его высокая идейная направленность;
  • единство воспитательных усилий школы, семьи и общества, учет круга общения и путей информации подростков, поиск и реализация возможностей воздействия на них;
  • полное использование для воспитательной работы всех возможностей учебных предметов, уроков, внеклассной работы, а также их преемственность и взаимосвязь; неотделимость полового воспитания от других аспектов нравственного воспитания, от всей учебно-воспитательной работы;
  • комплексность и систематичность воспитательных воздействий в интересах полового воспитания, их осуществление с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (девочки-подростки, девушки) на основе доброжелательности, понимания, уважения и требовательности. Осуществляемое половое воспитание является важным фактором подготовки к самостоятельной жизни, в том числе и семейной.

Содержание полового воспитания включает следующие вопросы:

  1. физиологические, психологические, педагогические особенности подростка, связанные с половой принадлежностью; значение этих особенностей для взаимоотношений с другими людьми во всех сферах человеческой деятельности;
  2. семья и взаимоотношения в ней;
  3. рождение и воспитание детей, преемственность поколений.

При дифференцировании полового воспитания младших и старших подростков следует учитывать:

  1. уровень общего развития воспитуемых, способность их к восприятию, осознанию, анализу информации разной степени сложности;
  2. их объективную и субъективную заинтересованность в получении определенной информации, как словесно выраженной, так и в наглядно-образной форме;
  3. характер деятельности воспитуемых, а также особенности их поведения и взаимоотношений с представителями своего и противоположного пола;
  4. уровень «биологической» зрелости, характер физиологических изменений в организме;
  5. общие закономерности формирования классного коллектива, а также конкретные особенности класса;
  6. особенности взаимоотношений в семье и ее влияние на воспитуемых.

Как отмечено выше, пути и методы полового воспитания различны. Это могут быть и специальные занятия с учащимися по отдельным темам, и различные ситуации из жизни, и примеры из художественной литературы, истории и т. д.

В качестве примера проведения разъяснительной работы с несовершеннолетними по правовым, духовно-нравственным аспектам взаимоотношений полов можно использовать тему 4 «Семья. Ценности семьи» примерной программы курса внеурочной деятельности для обучающихся общеобразовательных организаций «Быть гражданином: моя ответственность, мои права, мой выбор», разработанной ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»

Также будет полезно ознакомиться с методическими рекомендациями для педагогов «Половое воспитание несовершеннолетних», разработанными Государственным бюджетным образовательным учреждением Свердловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ладо»

Top