Социально-психологическое тестирование - 2023

В 2023 году социально-психологическое тестирование проходило по модифицированной методике ЕМ СПТ. Изменилось количество вопросов, добавились новые шкалы, изменилась схема анализа.

Изменения в ЕМ СПТ в 2023 году

  • Количество вопросов в формах: «А» -130; «В» и «С» -170.
  • Доработанная методика способна диагностировать не только риски аддиктивного поведения, но и иных форм рискового поведения
  • Равное соотношение факторов риска и защиты
  • Соотношение факторов риска и защиты определяет вероятность рискового поведения (в том числе аддиктивного)
  • Градация вероятности рискового поведения от низкой до наивысшей
  • Время заполнения методики — от 20 до 45 минут, т.е. не превышает продолжительность одного урока.
  • Диапазон выбора ответа более широкий: от 1 до 10. Максимально число баллов по каждой из шкал — 100.
  • Шкала лжи — для выявления недостоверных ответов, связанных с небрежностью обучающихся, аггравацией, диссимуляцией, симуляцией, склонностью преднамеренно давать лживые ответы.
  • Шкала лжи корректирует ответы посредством понижающего коэффициента, причем отличается для девушек и юношей.
  • Анализируются все ответы, респонденты с недостоверными ответами не выключаются из выборки.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СПТ

  • Диагностика рисков аддиктивного поведения, а также иных форм рискового поведения обучающихся (рисковое поведение — поведение, несущее добровольное допущение риска для здоровья и жизни субъекта):
      • Аддиктивное поведение (наркомания, алкоголизм, интернет, компьютерная зависимость, адреналиномания)
      • Деструктивное и аутодеструктивное поведение, не связанные с аддикциями (суицид, буллинг, расстройства пищевого поведения)
      • Поведение, связанное с деструктивным характером социальных групп и объединений — интернет-среда и социальные сети, вовлечение в организации экстремистского содержания (АУЕ, автономный скулшутинг, деструктивные культы)
  • Организация адресной и системной помощи обучающимся;
  • формирование контингента обучающихся, направляемых на профилактические медицинские осмотры;
  • Определение направленности и содержания индивидуальных и групповых профилактических программ.

Результаты СПТ — компонент воспитательной, профилактической деятельности и оказания адресной психологической помощи обучающимся, педагогическим работникам, родителям.

По результатам СПТ выделяются 4 группы обучающихся по проявлениям рискового, в т.ч. аддиктивного, поведения:

НИЗКАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ проявлений (сформированы механизмы защиты от развития рисковых форм поведения, вероятность рискового поведения минимальна. Социально-нормативная группа, позитивная социализация. Интериоризированность социально-позитивных норм поведения. Механизмы самоконтроля поведения и сдерживания способны защитить личность от активации поведения, провоцируемого факторами риска);

СРЕДНЯЯ ВЕРОЯТНОСТЬ — механизмы защиты развиты, но защита работает на пределе. Вероятен процесс начального развития рисковых форм поведения. Вероятность дебюта зависит от характера социального окружения, внешней ситуации и т.п. Рисковое поведение может проявляться ситуативно (при стрессе, провокации, под давлением). Эпизодически — пренебрежение к соблюдению социальных норм. Отмечается слабость механизмов сдерживания и произвольной регуляции поведения, более зависимы от эмоционального фона, внутренних импульсов, социальной изоляции, замкнутости, отчуждения;

ВЫСОКАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ — механизмы защиты слабы, давление факторов риска доминирует. Регулярно повторяющиеся паттерны рискового поведения. Может отмечаться асоциальная форма адаптации. Слабая интериоризированность и неустойчивость норм поведения. Соблюдение норм и правил рассматривается как потеря свободы. Есть стремление игнорировать нормы или нарушать их. Не прилагает усилий, чтобы сдерживать свои побуждения;

ВЫСОЧАЙШАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ -устойчивое доминирование факторов риска над факторам защиты. Рисковые формы поведения привычны. Отмечается асоциальная форма адаптации. Возможно формирование делинквентного поведения. Нормативные нормы и ценности игнорируются и отрицаются.

Зона особого внимания педагогов — обучающиеся с высокой и высочайшей вероятностью проявлений рискового поведения

На профилактический медицинский осмотр идут обучающиеся ОО, в которых выявлено большое количество респондентов с высочайшей вероятностью проявлений рискового поведения.

  • КВЕРИПО (квотиент вероятности рискового поведения) — отношение скорректированной суммы балов по шкалам риска и суммы баллов по шкалам защиты.
  • ИРП (индекс рискового поведения) — отношение скорректированных суммарных баллов по факторам риска к сумме всех баллов, умноженное на 100(перевод в проценты), то есть показатель нормализуется и учитывает влияние случайных факторов, включая «шум» в результатах тестирования.

ФАКТОРЫ РИСКА

  1. Плохая приспосабливаемость, зависимость
  • 1-3 стэна — хорошая социальная адаптивность.
  • 4-7 стэнов -нормальная социальная адаптивность.
  • 8-10 стэнов- сниженный адаптивный ресурс.
  1. Потребность во внимании группы
  • 1-3 стэна — отсутствие развитых, постоянных и устойчивых социальных отношений личности.
  • 4-7 стэнов — нормальная включенность личности с систему развитых контактов и отношений.
  • 8-10 стэнов — непереносимость одиночества и изолированности.
  1. Принятие асоциальных установок
  • 1-3 стэна — наличие невротической зажатости
  • 4-7 стэнов — отсутствует склонность принимать социально неодобряемые установки.
  • 8-10 стэнов — считает рисковое поведение приемлемым.
  1. Стремление к риску
  • 1-3 стэна — неготовность пойти на риск ради достижения цели.
  • 4-7 стэнов — нормативно выраженная готовность рисковать.
  • 8-10 стэнов — выраженное стремление к поиску ситуаций различной интенсивности и степени опасности с целью получения удовольствия.
  1. Импульсивность
  • 1-3 стэна — сильный контроль эмоций и даже его их подавление.
  • 4-7 стэнов — может «держать себя в руках» подавляет эмоции и показывает где не обходимо.
  • 8-10 стэнов — живая непосредственность.
  1. Тревожность
  • 1-3 стэна — может иметь место чрезмерная прагматичность.
  • 4-7 стэнов — тревожность возникает в значимых для личности ситуациях.
  • 8-10 стэнов — склонность воспринимать большинство жизненных ситуаций как угрожающие.
  1. Фрустрированность
  • 1-3 стэна — проявляет высокую фрустрационную толерантность.
  • 4-7 стэнов — склонность к адекватной оценке фрустрационной ситуации.
  • 8-10 стэнов — проявляет низкую фрустрационную толерантность.
  1. Склонность к делинквентности
  • 1-3 стэна — проявляет высокую фрустрационную толерантность.
  • 4-7 стэнов — склонность к адекватной оценке фрустрационной ситуации.
  • 8-10 стэнов — проявляет низкую фрустрационную толерантность.

ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ

  1. Принятие родителями
  • 1-3 стэна — считает что родители низко оценивают его способности.
  • 4-7 стэнов -норма.
  • 8-10 стэнов- имеет искренние, доверительные, эмоционально близкие отношения с родителями.
  1. Принятие одноклассниками
  • 1-3 стэна — в классе авторитетом не пользуется, признается лишь отдельными одноклассниками. 
  • 4-7 стэнов -пользуется авторитетом у группы обучающихся.
  • 8-10 стэнов- пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
  1. Социальная активность
  • 1-3 стэна — занимает социально пассивную жизненную позицию.
  • 4-7 стэнов -преобладают мотивы долга и ответственности при ограниченном круге интересов.
  • 8-10 стэнов- занимает социально активную жизненную позицию.
  1. Самоконтроль поведения
  • 1-3 стэна — низкий уровень контроля и управления своим поведением.
  • 4-7 стэнов -рассудочный контроль принимает участие в регуляции поведения.
  • 8-10 стэнов- строгий самоконтроль поведения.
  1. Самоэффективность
  • 1-3 стэна — не верит в свои силы достигать цели.
  • 4-7 стэнов — самоэффективность проявляется ситуативно.
  • 8-10 стэнов- уверенность в своих способностях и в успехе собственных действий.
  1. Адаптированность к нормам
  • 1-3 стэна — возможно наличие социопатических тенденций.
  • 4-7 стэнов -творческие натуры, для которых запреты- прекращение самореализации.
  • 8-10 стэнов- наличие невротической зажатости из-за незначительного отступления от норм.
  1. Фрустрационная устойчивость
  • 1-3 стэна — не может сохранять равновесие к различным фрустрирующим ситуациям.
  • 4-7 стэнов -кратко временно сохраняет равновесие к фрустрирующим ситуациям.
  • 8-10 стэнов- может сохранять равновесия к фрустрирующим ситуациям.
  1. Дружелюбие, открытость
  • 1-3 стэна — трудности в установлении и поддержании межличностных отношений.
  • 4-7 стэнов -развитость коммуникативной сферы.
  • 8-10 стэнов- стремление развивать только позитивные и бесконфликтные отношения

Направления работы и мероприятия по результатам социально-психологического тестирования 2023

Характеристика факторов

Направленность мероприятия
по коррекции факторов

ФАКТОРЫ РИСКА

Плохая приспосабливаемость, зависимость (ППЗ) отсутствие активного приспособления и самоизменения во всех необходимых индивидных и личностных свойствах и качествах, применительно к изменяющимся или новым условиям социокультурной среды, использование пассивных и преимущественно регрессивных стратегий поведения. В кластер плохой приспосабливаемости и зависимости входят: ведомость, поиск опеки и покровительства, неуверенность в себе, неопределенность интересов и жизненных целей, безропотность, наивность в представлениях о жизни, несамостоятельность, депрессивное реагирование на трудности, осознанное избегание любых ситуаций преодоления, пассивно-потребительское отношение к жизни.

—                   развитие коммуникативных навыков;

—                   формирование навыков самопознания;

—                   обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтных ситуаций;

—                   осознание личностных ценностей и ответственности за последствия своего поведения;

—                   создание условий для определения жизненных целей и самоопределения.

Потребность во внимании группы (ПВГ) потребность получать позитивный отклик от группы в ответ на свое поведение, с чем также связаны стремления нравиться, создавать о себе преувеличенно хорошее мнение с целью быть принятым (понравиться), в связи с чем отмечается повышенная восприимчивость к воздействию группы или ее членов. В гипертрофированной форме эта потребность может проявляться в виде неспособности переносить групповое психологическое давление, в стремлении угождать, в болезненном страхе конфликтов и желании избежать их любым способом, в полном подчинении себя группе, в готовности полностью изменить свое поведение и установки вплоть до подавления собственной аутентичности.

От внимания, интереса, поддержки, одобрения со стороны родителей зависит уровень приспособления ребенка к социальным требованиям и запретам. При отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний возникает фрустрация, которая является толчком к развитию агрессии.

—                   включение во внеурочную деятельность и систему дополнительного образования;

—                   использование метода делегирования полномочий, с постепенной передачей части функций обучающемуся для достижения конкретных общих целей;

—                   на уроках спрашивать первым, давать возможность выразить собственное мнение;

—                   развитие личностных ресурсов как фактора психологической устойчивости личности («Я» концепции, субъективного контроля, аффилиации, ассертивности);

—                   обучение поведенческим стратегиям и сопротивлению групповому влиянию и манипуляциям (контраргументации, конструктивной критики, психологической самообороны, конфронтации, уклонения), формирование навыков;

—                   поведения, устойчивого к внешнему воздействию.

Принятие асоциальных (аддиктивных) установок (ПАУ) «совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, пробуждающих гедонистическое отношение к жизни. Они выражаются в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции. Начинают преобладать мысли и разговоры об объекте аддикции. Усиливается механизм рационализации -интеллектуального оправдания аддикции (“все курят”, “без алкоголя нельзя снять стресс”, “кто пьет, того болезни не берут” и т. д.). Вследствие этого снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению (“все нормально”, “я могу себя контролировать”, “наркоманы хорошие, интересные люди” и т. д.)».

—                   формирование установок на здоровый образ жизни;

—                   включение обучающегося в значимую для него и социума деятельность;

—                   наличие личностно значимого положительного взрослого;

—                   занятия спортом;

—                   включение в систему дополнительного образования;

—                   развитие конструктивных навыков общения, развитие критичности к себе и своему поведению.

Стремление к риску (СР) побуждение к созданию, поиску, повторению ситуаций, прямо или потенциально опасных для жизни, с целью получения от этого удовольствия. Удовольствие получается от переживания и последующего преодоления страха и иных острых ощущений в ситуации опасности. Прямо или косвенно опасность различной интенсивности создается и для окружающих людей, не вовлеченных в круг аддиктивного (рискового) поведения. Выступая в качестве автономного побуждения, стремление к риску также входит в симптоматику аддиктивного поведения. В качестве примера стремления к риску можно отметить паркур, роуп-джампинг, банги-джампинг, бэйс-джампинг, руфинг, любовь к вечеринкам, на которых отсутствуют нормы поведения («wild parties», «вписки»), модификации тела и т. п.

—                   повышение информированности обучающихся о последствиях рискованного поведения;

—                   развитие критичности, саморегуляции, локуса контроля;

—                   развитие навыков конструктивного разрешения внутренних конфликтов, навыков обращения за помощью (дополнительную возможность получения помощи могут обеспечить службы медиации в ОО, телефоны доверия, информационные планшеты);

—                   предоставление социально приемлемых альтернатив рискованному поведению в системе дополнительного образования, спортивных секциях;

—                   обучать навыкам оказания доврачебной помощи.

Импульсивность (ИМ) устойчивая склонность действовать по первому

побуждению, зависимость поведения или личностной позиции от случайных внешних обстоятельств, внешнего эмоционального фона или спонтанных внутренних побуждений.

—                   получение дополнительных знаний об индивидуально-типологических особенностях;

—                   обучение навыкам саморегуляции, рефлексии, произвольного контроля, методам планирования и анализа;

—                   проведение тренинговых занятий по развитию коммуникативных способностей, а также занятия в комнате психологической разгрузки с использованием релаксационных методик;

—                   поощрять занятия физической и спортивной деятельностью (командные спортивные игры, соревнования, показательные выступления, виды спорта со статистической нагрузкой (например, бег, плавание, лыжи, езда на велосипеде).

Тревожность (ТР) предрасположенность воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающих, приводящая к плохому настроению, мрачным предчувствиям, беспокойству, напряженности

—                   развитие уверенности в своих силах;

—                   создание ситуаций успешности (целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом);

—                   проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных на повышение самооценки, развитие коммуникативных умений и навыков, повышение жизнестойкости;

—                   развитие навыков саморегуляции;

—                   соблюдение педагогического такта и норм педагогического общения

Фрустрированность (ФР) «… психическое состояние тягостного переживания, вызываемое невозможностью удовлетворения уже активированной, актуализированной потребности, достижения значимой цели. Объективные и субъективные факторы, производящие фрустрацию, классифицируются на три генеральные категории фрустрация задержкой (препятствием) удовлетворения потребности; фрустрация срывом поведения, направленного на удовлетворение активированной потребности; фрустрация конфликтом».

—                   предоставление психологической информации о феномене фрустрации, фрустраторах, стратегиях преодоления (копинг-стратегиях);

—                   развитие коммуникативных умений;

—                   развитие навыков целеполагания, прогнозирования;

—                   обучение рефлексии;

—                   коррекция иррациональных убеждений и формирование рациональных установок;

—                   развитие психоэмоциональной саморегуляции, в том числе по преодолению деструктивных эмоциональных состояний (тревога, страх, гнев/агрессия, депрессия и др.);

—                   повышение стрессоустойчивости, мотивации достижения успеха, формирование умения выбирать адекватные конструктивные формы преодоления фрустрирующей ситуации;

—                   формирование способности к эмпатии, к позитивному принятию других, ассертивности, гибкости поведения

Склонность к делинквентности (ДЕ) склонность, стремление к совершению асоциальных, сознательных, волевых, конкретных деяний отдельным лицом или группой лиц, обладающих деликтоспособностью, за которые предусмотрена определенная юридическая ответственность. Таким образом, за деликтом (правонарушителем) признается обладание им правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.

—                   развитие навыков общения;

—                   обучение конструктивным стратегиям решения конфликтов, развитие чувства долга, ответственности, привязанности к близким;

—                   формирование позитивной Я-концепции, навыков самоконтроля

ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ

Принятие родителями (ПР) поведение и отношение родителей, формирующее у обучающегося чувство своей значимости, нужности, дающее субъективно достаточное чувство любви, теплоты человеческих отношений, способствующее формированию психологического благополучия личности

—                   повышение психолого-педагогической компетентности родителей/законных представителей по вопросам воспитания, развития, коррекции детско-родительских отношений, совместного проведения досуга, формирования семейных традиций и ценностей;

—                   включение ребенка в социально значимую деятельность (ощущение нужности);

—                   формирование чувства уверенности, повышение самооценки;

—                   развитие ресурсных возможностей и способностей ребенка;

—                   соблюдение педагогического такта и норм педагогического общения

Принятие одноклассниками (ПО) поведение и отношение сверстников, формирующее у обучающегося чувство принадлежности к группе и сопричастности к общим целям и интересам, развивающее способность вступать в отношения и быть в них без потери собственной аутентичности и автономности, способность отстаивать себя и свою позицию в спорах или конфликтах без разрушения межличностных отношений.

 

—                   проведение социометрического обследования, изучение психологического климата в классе и учреждении в целом;

—                   развитие службы медиации, примирения;

—                   организация деятельности мобильных групп по профилактике буллинга;

—                   организация работы над сплочением коллектива;

—                   включение в совместную деятельность, демонстрация ресурсных возможностей каждого;

—                   оказание психолого-педагогической поддержки, развитие коммуникативных навыков, формирование уверенности в себе, повышение самооценки;

Социальная активность (СА) «…действия и способы поведения, связанные с принятием, преобразованием или новым формулированием общественной задачи (деятельности), обладающей просоциальной ценностью. В результате осознается социальный смысл решения общественной задачи, идет процесс соотнесения с ней собственного “Я” личности, доминирует внутренняя мотивация, выражающая позицию субъекта. В итоге личность принимает на себя определенные обязательства, становится субъектом ответственности и добивается значимых результатов. По мере “восхождения” от социального индивида к личности возрастают роль инициирующих действий, качество и общественная значимость результатов».

Социальная активность (СА) «…действия и способы поведения, связанные с принятием, преобразованием или новым формулированием общественной задачи (деятельности), обладающей просоциальной ценностью. В результате осознается социальный смысл решения общественной задачи, идет процесс соотнесения с ней собственного “Я” личности, доминирует внутренняя мотивация, выражающая позицию субъекта. В итоге личность принимает на себя определенные обязательства, становится субъектом ответственности и добивается значимых результатов. По мере “восхождения” от социального индивида к личности возрастают роль инициирующих действий, качество и общественная значимость результатов».

Социальная активность личности тесно связана с явлением социальной включенности личности, которая определяет меру установления оптимальных связей между конкретной личностью и конкретной социокультурной средой.

—                   включение во внеурочную деятельность, систему дополнительного образования;

—                   включение в социально значимую деятельность;

—                   поддержка развития самостоятельности инициативы;

—                   формирование мотива достижения успеха, повышение уверенности;

—                   обучение навыкам планирования и контроля собственной деятельности

Самоконтроль поведения (СП) способность управлять своими эмоциями и действиями, противостоять случайным внешним стимулам или спонтанным внутренним импульсам, сдерживать себя и вести себя адекватно обстоятельствам или социальной ситуации.

Обычно самоконтроль поведения противопоставляется импульсивности.

—                   развитие навыков самостоятельности и личной ответственности;

—                   повышение локуса контроля;

—                   развитие навыков саморегуляции

Самоэффективность (СЭ) – достижение поставленных целей, несмотря на препятствия или физические и эмоциональные затраты, уверенность в эффективности собственных действий и ожидание успеха от их реализации. Самоэффективность определяется широтой диапазона паттернов поведения, приобретенным опытом, наличием подкрепления, самооценкой.

—                   формирование уверенности в своих силах;

—                   повышение самооценки, мотива достижения успеха;

—                   обучение планированию, целеполаганию, умению достигать поставленные цели (тайм-менеджмент);

—                   оказание помощи в формировании личных стратегий достижения целей;

—                   развитие ресурсных возможностей.

Адаптированность к нормам (АН)процесс и результат активного приспособления личности к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности) путем усвоения социальных целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе, предполагающие их согласование с потребностями и стремлениями самой личности.

—                   формирование социально ответственного поведения: подготовка к участию в деятельности на пользу общества и усвоение политической и общественной ответственности гражданина;

—                   построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения;

—                   развитие навыков эффективного общения, способности устанавливать контакты, слушать и выражать свои мысли и чувства;

—                   развитие психологической устойчивости, эмоциональной стабильности, навыков справляться с стрессом и преодолевать трудности.

Фрустрационная устойчивость (ФУ)способность без выраженных негативных переживаний отсрочить во времени удовлетворение актуализированной потребности или достижение значимой цели, опираясь на когнитивную оценку имеющихся условий и собственных возможностей.

—                   развитие навыков целеполагания и планирования, способности адекватно оценивать реальную ситуацию, возможности предвидеть выход из ситуации;

—                   повышение стрессоустойчивости, мотивации достижения успеха, формирование умения выбирать адекватные конструктивные формы преодоления фрустрирующей ситуации

Дружелюбие, открытость (ДО) –

благожелательное, дружественное отношение к другим людям, способность доверять и быть открытым новым отношениям, способность быть в согласии с людьми разных взглядов и убеждений

—                   развитие умения слушать и понимать других, толерантности к различиям, уважения мнения и чувства других людей, способности к сотрудничеству и умение находить общий язык с разными людьми;

—                    формирование позитивного мышления, уверенности в себе, своих способностях, искренность и честность с собой и с другими, а также базовое доверие к миру.

Top