Психологическая подготовка к ЕГЭ

Единый Государственный Экзамен сегодня — это непривычное по форме и достаточно сложное по содержанию испытание, ставшее обязательным для выпускников школ. Практика последних лет показала, что для успешной сдачи ЕГЭ недостаточно знания предмета и процедуры экзамена, особую роль играет интеллектуально-психологическая готовность.

Основным критерием качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.

Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы.

В свете изменения формы итоговой аттестации актуальной стала предварительная психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации. Подготовка включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической готовности (наличие знаний, умений и навыков по предмету) и личностной готовности (опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации).

Навыки, приобретаемые в ходе такой работы, не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями и т.п.

Понятие »готовность» имеет два значения: »согласие сделать что-нибудь» и состояние, при котором все готово для чего-нибудь» (С. И. Ожегов). Готовность также может рассматриваться и как состояние, при котором человек готов к планированию собственной деятельности и деятельности других в процессе взаимодействия, обучения и т.д.

Готовность включает в себя процессы планирования и прогнозирования. Под готовностью к планированию можно понимать достижение человеком такого уровня развития, при котором он способен планировать собственную деятельность с учетом состояния здоровья, своих возможностей, способностей, уровня подготовленности (ЗУН, опыт) в соответствии с возрастом.

Можно выделить следующие критерии определения готовности:

  • формирование ЗУН, необходимых для обучения;
  • личностная готовность,
  • интеллектуальная готовность,
  • мотивационная готовность,
  • эмоционально-волевая готовность;
  • коммуникативная готовность.

По мнению А. В. Запорожец, для общей характеристики готовности имеет значение совокупность сформированных качеств »… психологическую готовность нельзя свести к наличию у ребенка каких-либо отдельных свойств и умений. Она представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровень развития познавательной сферы, степени сформированности механизмов речевой регуляции действий и т.д.»

Показателем готовности может быть: обучаемость как

  • общая »восприимчивость к знаниям» (Б. Г. Ананьев),
  • »восприимчивость к усвоению знаний и способов мыслительной деятельности» (Н. А. Менчинская),
  • »общий темп продвижения учащихся» (З. И. Калмыкова),
  • способность ребенка к переносу усвоенного способа, действия на самостоятельное выполнение аналогичного задания» (Л. С. Выготский).

Личностную готовность связывают со сменой ведущего типа деятельности. Смена ведущего типа деятельности приводит к переходу на новый уровень самосознания, к становлению внутренней позиции учащегося, что является, по мнению Л. И. Божович, Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева и других ученых, одной из основных составляющих личностной готовности к обучению.

Эмоционально-волевая готовность к экзамену включает наличие уверенности учащегося в том, что он справится с заданием; умения управлять своим состоянием, т.е. владеть собой; умения концентрироваться на выполнении задания, не отвлекаясь и т. д.

Коммуникативная готовность включает в себя такие показатели как организованность, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность в принятии решения.

Под готовностью к планированию можно понимать достижение человеком такого уровня развития, при котором он способен планировать собственную деятельность с учетом состояния здоровья, своих возможностей, способностей, уровня подготовленности (ЗУН, опыт) в соответствии с возрастом.

Исходя из выше сказанного, можно выделить основные показатели психолого-педагогической готовности к экзамену участников итоговой аттестации:

  • использование в деятельности разнообразных форм, методов и приемов;
  • способность решать сложные жизненные, учебные задачи;
  • целесообразность в действиях;
  • способность использовать оптимальные средства обучения и воспитания;
  • способность работать по различным методическим схемам, и технологиям;
  • владение диагностическими умениями и навыками;
  • владение исследовательскими умениями и навыками;
  • способность организовывать и планировать деятельность
  • коммуникативные способности.

По мнению В. Шадрикова, «ни один экзамен не выявляет способности человека. Единственное, что мы определяем, это уровень академической подготовки человека (знание и умение)».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Три этапа пути к успеху

Интервью с педагогом-психологом ЦБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» Натальей Валерьевной Терёшиной о психологической подготовке выпускников и экзаменам

Ваш ребенок волнуется перед экзаменом? Хотите помочь ему, поддержать, настроить на победу? Центр компьютерного обучения «Специалист» приглашает Вас принять участие в бесплатном вебинаре «Как побороть волнение и страх при сдаче экзамена». Данный вебинар будет полезен педагогам, школьникам и их родителям, поможет психологически подготовить учащихся к выпускным испытаниям и помочь сдать самые сложные экзамены на хороший результат.

Top