СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Профессиональный стандарт педагога-психолога предусматривает выполнение такой функции как Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций. Однако, в последние годы отмечается устойчивая тенденция к увеличению количества судебно-экспертиз в гражданских делах, связанных с защитой прав и интересов детей при расторжении брака или при раздельном проживании родителей. На практике такого рода экспертизы проводятся в судебно-психиатрических экспертных учреждениях Минздравсоцразвития России, судебно-экспертных учреждениях при Минюсте России, в психолого-медико-социальных центрах и других государственных образовательных учреждениях; иногда для производства таких экспертиз привлекаются преподаватели высших учебных заведений и школьные психологи. 

Наряду с экспертизой имеются другие формы участия психологов в спорах о воспитании: психологи могут непосредственно привлекаться к судебному разбирательству в качестве специалистов, к материалам дела может быть приобщена документация, содержащая сведения о психическом состоянии ребенка и соответствующие психологические заключения.

ОСНОВЫ НАПИСАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Психодиагностическая деятельность, неотъемлемой частью которой является написание психологического заключения, представляет собой одно из важных направлений профессиональной деятельности психолога. Зачастую специалисты при написании психологического заключения опираются лишь на результаты психологических тестов, забывая о важности других психодиагностических методов – наблюдения, беседы и биографического метода. Данная ошибка влечет за собой неправильность интерпретации полученных данных, приводит к поверхности суждений о личности исследуемого или вовсе к неумению видеть особенности респондента за результатами психологических тестов, при которых происходит обобщение, скрывающее индивидуальность вашего клиента (пациента), что по итогу приводит психолога к ошибкам при постановке психологического диагноза.

Психологическое заключение является завершающим этапом психодиагностического процесса. В начале психодиагностики у нас имеется какая-либо цель или вопрос, который требует ответа. Этим ответом и служит психологическое заключение.

Цель – это представление о конечном результате, который по итогу мы хотим получить, к чему стремимся и для чего, собственно говоря, пишем психологическое заключение. Целью может выступать ответ на вопрос о межличностных отношениях респондента, об уровне его агрессивности или тревожности, о профессиональных предпочтениях и интересах, о профессиональной пригодности, это могут быть педагогические или психологические рекомендации. Можно перечислять до бесконечности.

Психологическое заключение – оценка настоящего, прогноз будущего состояния респондента, и разработка рекомендаций. Однако не стоит забывать, что в психологическом заключении не всегда могут быть представлены разного рода рекомендации. Так в психологии выделяют три вида психологического заключения:

  1. Описательное заключение — оно представляет собой описание личности респондента и его личностных характеристик и не имеет какой- либо направленности.
  2. Оценочное заключение — в данном виде психологического заключения психолог в рамках заданной направленности (то есть цели или вопроса исследования) стремится выразить своё профессиональное отношение к личности респондента или к ситуации, в которой находится респондент. Стоит отметить, что понятие «оценочный» не подразумевает оценочные категории, психолог должен оставаться объективным и описывать как положительные, так и отрицательные полюса характеристик личности респондента.
  3. Консультативное заключение — на основании данного вида заключения обязательно составляются рекомендации для развития или коррекции личности исследуемого.

Данная классификация в очередной раз доказывает, что психологическое заключение – это собирательный термин, обозначающий вид отчетности психолога-психодиагноста. Описательным заключением может выступать психологический портрет личности. Оценочное заключение чаще всего используется в судебно-психологической практике.

Не стоит также забывать, что в психологическом заключении не должно быть того, в чем не уверен психолог, то есть описания тех интерпретаций, которые не были подтверждены в ходе исследования личности помимо использования тестового материала. Заключение также не должно иметь двойного толкования или быть неоднозначным, чтобы респонденту не приходилось додумывать, что всё-таки хотел сказать своими выводами психодиагност. Заключение должно быть представлено на доступном языке, не обремененном диагностоманией.

Написание грамотного психологического заключения, отвечающего всем современным требованиям к профессиональной и научной документации, должно базироваться на соблюдении научных принципов проведения психологического исследования независимо от его направленности и отражать в той или иной мере все его этапы. Использование диагностических методик неспециалистами приводит, в первую очередь, к неверным оценкам и выводам в отношении психологических свойств и феноменов у разных людей, и, как следствие, к утрате доверия к психологической диагностике и ее методам. Кроме того, даже специалисты психологи, достаточно часто совершают ошибки при написании психологического заключения, например, желая подкрепить свои выводы, включают количественные показатели в текст заключения, тем самым забывая о приоритете качественного анализа, над количественным. Принимая во внимание разрозненный подход к написанию психологической отчетности в различных структурах, где требуется психологическое сопровождение и ведение психологической документации представляется актуальным унифицировать требования к написанию психологического заключения и сформулировать основные правила, которыми сможет руководствоваться практикующий психолог и студент психологического факультета.

Признаками качественного психодиагностического заключения является не только соблюдение структуры и правильная обработка используемых методик, но и также грамотный стиль изложения заключения. Квалифицированный психолог, помимо высоких знаний в области психодиагностики, должен уметь преподнести свое заключение таким образом, чтобы оно было доступно для понимания, как и другим психологам, так и людям, не имеющих психологического образования. Конечно, у каждого психодиагноста за время его практики складывается свой индивидуальный стиль изложения заключения, что не должно приводить к абсолютной вседозволенности в процессе ведения психологической отчетности.

Психодиагностическая работа является одной из самых сложных направлений деятельности психолога, требующей, как специальной подготовки, так и сформированности диагностических, прогностических и организаторских умений.

Структурно-содержательные звенья психологического заключения должны отражать каждый этап психологического исследования, начиная с постановки психодиагностической задачи и заканчивая написанием рекомендаций. При этом наиболее сложной задачей, решение которой требует достаточно высокого уровня развития профессиональных компетенций психодиагноста, является формирование целостной общей картины, посредством переработки всего спектра разрозненных данных, полученных в процессе психологического исследования.

УНИФИЦИРОВАННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К НАПИСАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

1. Психологическое заключение должно быть четким, неперегруженным психологическими терминами или с адекватной формой их раскрытия

Важно, чтобы заключение соответствовало потребностям, интересам и уровню подготовки тех, кто его получит. Наиболее частой ошибкой является использование психологических терминов там, где их использование необоснованно. Например: «По результатам исследования для Даниила характерен высокий уровень ситуативной и личностной тревожности; в сфере межличностных взаимоотношений респондент обозначает себя скорее как экстраверт, однако это качество выражено весьма незначительно; можно предположить, что Алена реалист и прагматик; у Анатолия эвристический стиль мышления».

Другой крайностью, проявление которой также отрицательно сказывается на качестве заключения, является использование житейского языка. Например: «выглядеть получше», «приписать на свой счет что- то лишнее», «осознаёт свои «плюсы» и «минусы», «самоконтроль не всегда приходит ему на помощь», «способность постоять за себя, дать сдачу может легко», «желание контролировать свою злость», «особо выраженных страхов нет», «сильная потребность к теплу извне», «оптимистично настроенный реалист», «довольно удачное желание».

2. В начале заключения обязательно должна быть обозначена цель диагностического исследования

Цель – это тот конечный результат, который в итоге мы хотим получить, к чему стремимся и для чего, собственно говоря, пишем психологическое заключение. Без обозначения цели сложно судить о корректности психологического заключения т.к. именно сообразность цели — важный критерий качественного заключения. Например: «Индивидуально-психологические особенности осужденного, состоящего на учете в филиале Первомайского района ФКУ УИИ ГУФСИН России по ПК», «Характеристика межличностных отношений респондента», «Уровень профессиональной пригодности работника».

3. Психологическое заключение должно быть достоверным

Достоверностью считается истинность полученных результатов в ходе психодиагностического исследования. В качестве методологического аппарата должны быть подобраны только надежные и валидные методики, в соответствии с целью исследования. В психодиагностическом заключении достоверность выражается в таких факторах как: точность в кодировке, соответствие интерпретации данным кодировки, умение соотнести данные различных методик в одном заключении так, чтобы получилась полная картина личности респондента, умение выделять главное, работая с интерпретатором, умение обобщать интерпретируемые признаки, а не описывать их отдельно друг от друга. Перед написанием заключения необходимо провести описание первичных результатов исследования: по каждой методике используя сырые баллы, особенности ее проведения, которые могли повлиять на результат, данные наблюдения и взаимодействия исследуемого с психологом, а также, при необходимости провести статистическую обработку данных с обоснованием используемых статистических критериев. При необходимости результаты исследования могут представляться в виде таблиц, графиков и диаграмм.

В заключении необходимо указать результаты в форме кодировки при указании используемых методик, чтобы была возможность сопоставить выводы, приведенные в заключении, с сырыми данными. В целях более объективной интерпретации проективных методик обязательно использование пострисуночного опроса и протокола ведения процедуры. Все сырые данные, протоколы беседы, рисунки, протоколы пострисуночного опроса прилагаются к психологическому заключению, а не входят в само заключение.

4. В психологическом заключении должен соблюдаться баланс между констатацией и предположением.

Это значит, что наличие определенных психологических свойств и качеств психодиагност может констатировать в результате интеграции всего многообразия полученных данных. При этом, достоверно знать, как данные психологические характеристики будут проявлять себя в поведении респондента, не представляется возможным. В связи с чем в заключении должен использоваться вероятностный стиль изложения с четким пониманием для чего он используется. Например: «Респонденту присущ гиперстеничный тип реагирования, что свидетельствует о значительном превалировании возбудимых черт в характере. Это может выражаться в свойственной для исследуемого импульсивности и раздражительности, в проявлении конфликтного взаимодействия с другими людьми и подчеркнутом стремлению к доминированию», Примером некорретного использования констатации и вероятностного характера будет категоричность психодиагноста: «Самооценка завышена. Анастасия склонна переоценивать собственные возможности, при этом проявляется самодовольство, чувство собственного превосходства над окружающими».

В заключение следует использовать слова, которые указывают не на сомнительность заключения, а на вероятность наличия полученных данных у исследуемого. Если используются такие вводные слова как «видимо», «скорее», «скорее всего», «вероятнее всего», «предположительно» и т.д., то тем самым под сомнение ставится достоверность результатов психодиагностики. Поэтому уместнее использовать называемую нами «триаду вероятности»: «возможно», «вероятно» и «можно предположить», комбинируя их в тексте. При этом не стоит забывать, что не следует употреблять эти слова слишком часто, поскольку заключение будет очень сложным для восприятия из-за массы повторов этой триады в тексте.

5. Необходимо вести описание в психологическом заключении не по методикам, а по смысловым блокам

Формирование смысловых блоков в заключении может варьироваться в зависимости от цели исследования и технических характеристик методологического аппарата, но при этом должно подчинятся внутренней логике заключения. Например, психологическое заключение с целью оценки индивидуальных психологических характеристик, может включать в себя следующие структурные блоки: психологический анамнез, особенности прохождения респондентом процедуры диагностики, психофизиологические характеристики, эмоционально-волевая сфера, самооценка и самоотношение, мотивационно-потребностная сфера, межличностное взаимодействие, ценностно-смысловая сфера, резюме, рекомендации. Основной ошибкой при интерпретации методик является то, что часто исследователи опираются на результаты каждой методики по отдельности, хотя должны рассматривать всю батарею методик в совокупности. В результате этой ошибки чаще всего они приходят к противоречивым выводам в своих заключениях, которых можно было бы избежать, смотря не на результаты каждой методики, а на общую картину. Примером такой ошибки может служить одно из заключений, в котором даются противоречивые утверждения: «Самооценка завышена. Анастасия склонна переоценивать собственные возможности, при этом проявляется самодовольство, чувство собственного превосходства над окружающими» и второе утверждение: «Присутствует неуверенность, тревожность, трудности при принятии решений, преобладание конформных установок, податливость мнению окружающих» Если рассматривать методики отдельно друг от друга, то можно прийти к таким противоречивым выводам. В этом контексте происходит явное расхождение характеристик личности респондента, при этом, читая заключение, невозможно представить четкий психологический портрет.

6. Содержание психологического заключения состоит из интерпретации полученных данных и выводов, полученных в итоге аналитической работы психодиагноста, и, поэтому, не может сводиться к перечню формально полученных данных

При этом важно учитывать, что записи тестов и другие данные могут прилагаться отдельно для иллюстрации или пояснения подхода. Необходимо связывать результаты методик между собой, а также с данными анамнеза и наблюдения. Большое значение имеет интеграция информации, полученной в беседе с клиентом, с результатами используемых методик, анамнезом, а также дополнительными данными (например, можно получить информацию при беседе с родственниками, из характеристики, из медицинской карты и т.д.). Достаточно распространенной ошибкой является использование количественных данных в тексте заключения. Причина такого явления в желании опереться на конкретные методики и полученные данные как на абсолютную истину, при низком уровне собственной компетентности.

Кроме того, перенасыщенность психологического заключения перечислениями так же указывает на некорректно проведенный качественный анализ полученной информации. Например, «В процессе проведения психодиагностического исследования Ирина проявила такие качества как доброжелательность, общительность, открытость, позитивный интерес и заинтересованность в получении результатов», «Ведущими потребностями будут являться потребность в ярких переживаниях, общении, потребность в гармоничных отношениях с окружающими, потребность в помощи и доверии, в признании, стремление достичь большего, постоянная активность, высокая потребность самореализации», «В межличностных отношениях Ирине свойственна скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности, также может проявляться замкнутость, трудности социальной адаптации, трудности в установлении новых контактов».

7. Психологическое заключение должно быть ориентированно на действие

Как правило, психологическое заключение предполагает формирование конкретных рекомендаций относительно программ обучения, типа лечения, выбора профессии. Рекомендации необходимо составлять, исходя из цели психологического заключения, т.е. конкретного запроса. Рекомендации представляют собой обоснованную последовательность включения в работу с клиентом тех или иных специалистов, определение ведущего направления, последовательность собственно психологической работы (использование тех или иных программ, хотя бы приблизительное определение длительности и формы развивающей и коррекционной работы). Например, «В качестве рекомендаций можно указать следующую информацию: В воспитательном процессе основной упор делать на психологически комфортные условия для Сергея в связи со склонностью соматически реагировать на стресс, что способствует развитию вегетативных реакций. Нуждается в одобрении, поощрении успешных действий, уважении со стороны окружающих в связи с тем, что имеются признаки внушаемости, мягкости».

8. Заключение эффективно, если в нем отражены отличительные свойства конкретного индивида, поэтому недопустимо использование заготовок и штампов в его содержании

Психолог не должен опираться на готовые шаблоны, так как каждый человек индивидуален и к каждому необходим индивидуальный подход. Во избежание штампов и заготовок необходим индивидуальный подход при написании заключения, т.е. не должен просто быть вставлен текст интерпретатора. Особенно на игнорирование психодиагностом данного правила указывает употребление в тексте психологического заключения следующих фраз: «такие люди», «подобные мужчины (женщины)» и т.д. Например: «Денису свойственно проявлять пренебрежение к социальным и корпоративным нормам и ценностям для достижения нужного результата. Как правило, индивидуальные особенности, характерные для подросткового периода и ранней молодости, в более поздние годы сглаживаются естественным путем или при помощи психологической коррекции».

9. Психологическое заключение должно включать в себя интеграцию и объяснение психологических детерминант функционирования всех сфер психической активности респондента

Соблюдение данного требования представляет наибольшую сложность для практикующих психологов по причине того, что объяснение детерминант психической активности респондента не представляется возможным при формальном отношении к процедуре исследования, а требует высоких аналитических способностей диагноста. Нередко в процессе психодиагностической процедуры психодиагност получает противоречивые данные, используя батарею методик. На самом деле, такого рода противоречия, в случае соблюдения всех требований к процедуре психодиагностики, представляют собой богатый материал для оценки и объяснения индивидуальных психологических особенностей респондента и выдвижения ряда промежуточных гипотез, доказательство или опровержение которых может существенно повысить прогностическую ценность психологического заключения. Например, сочетание низких показателей по шкале личностной тревожности в результате проведения методики Спилбергера- Ханина с регистрируемыми показателями тревожности при применении проективной рисуночной методики «Несуществующее животное» и при проведении пострисуночного опроса может натолкнуть психодиагноста на мысль о желании респондента предстать по результатам исследования более хладнокровным, либо на мысль о наличии у респондента психологических защит в ситуации оценки.

10. Важно понимать приоритет качественного анализа над количественным в процессе переработки психодиагностической информации

Особенно данное требование актуально при психодиагностике общих и специальных способностей, исследование которых предполагает использование тестов мощности, скорости, а также смешанных тестов. Необходимо понимать, что психодиагност должен не только формально учитывать правильность и быстроту ответов, но и качественно оценивать все поведение респондента во время прохождения тестирования, в том числе его реакции на успех или не успех, способность к самомотивации и т.д. Кроме того, введение дополнительных процедур стандартизации полученных данных, как правило, может пойти не на пользу при проведении психодиагностики. Следует помнить, что специалист в данной области должен осуществлять свою деятельность не только в рамках номотетического подхода, но и применяя методологию идеографического подхода. Например, анализ результатов проективных методик будет малоэффективен, если провести его на основе только выявления и ранжирования неких признаков, без качественного анализа.

11. В психологическом заключении необходимо учитывать динамику тех или иных психологических феноменов

Статический подход к исследуемым индивидам, фактическое отрицание развития при прогнозе приводят к неоправданно категоричным выводам в заключении. Важно правильное понимание соотношения между относительной константностью и изменчивостью индивидуальности. Изменчивость индивида во времени, в процессе онтогенеза сочетается с относительной константностью условий развития, обеспечивающих его стабильные взаимодействия с окружающей средой, сохраняющих константность структуры индивидуальности. В заключении необходимо описать предполагаемый прогноз, возможное развитие тех или иных психологических феноменов и чувствительность респондента к коррекционно-компенсаторным воздействиям. Например, «Иван А. не стремится к статусу лидера, но становится им в силу субъективной необходимости. Ему присущи осторожность, анализ расстановки своих сил без демонстрации истинных способностей. У респондента наблюдается высокая личностная тревожность, что проявляется в опасные для его самооценки и самоуважения моменты. Иван не терпит насмешки, непризнание и осуждение со стороны окружающих. В случае попадания в стрессовую ситуацию возможен уход от проблем»

12. Для обозначения субъекта, по отношению к которому проводится процедура психодиагностики, корректным является использование термина «респондент», «исследуемый» либо имя и заглавная буква фамилии.

Согласно принципам гуманистического подхода, который указывает на ценность и целостность каждой личности, некорректным будет применение таких терминов как «испытуемый», «обследуемый», «объект психодиагностики», так как подобная терминология может унижать честь и достоинство человека, в отношении которого проводятся психодиагностические мероприятия.

13. Объем и содержание психологического заключения должны быть подчинены принципу необходимости и достаточности.

Некорректным со стороны психодиагноста будет предоставление психологического заключения объемом менее одной и более трех станиц (за исключением заключения по итогу судебно-психологической экспертизы). Такие рамки определяются в первую очередь в связи с тем, что заключение является итогом аналитической работы психолога-диагноста, а значит не должно включать в себя излишних разрозненных данных. При этом необходимо всегда помнить, что объем заключения, прежде всего, зависит от целей и стоящих перед психологом задач при написании заключения.

Практикум знакомит читателей с типологией и особенностями пси-
хологического обследования семьи в целях исследования, консультиро-
вания и терапии. Наиболее подробно представлены методики диагностики
психологических особенностей родительско-детских и супружеских
отношений, обследования семьи как целого (как системы). Учебное пособие
содержит самый полный обзор методик в данной области (более 70) и
анализ опыта их использования.

Учебное пособие представляет дидактический и практический материал для освоения студентами Федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения по дисциплинам: «Психодиагностика», «Практикум по психодиагностике», «Судебно-психологическая экспертиза» для специальностей «Клиническая психология» и «Психология» с учётом соответствующих компетенций, необходимых для овладения студентами будущей профессии. В пособии раскрываются теоретические основы написания психологического и судебно-психологического заключения, представляются практические примеры описания результатов психологических методик и психологических заключений.

В книге рассматриваются теоретические и методологические проблемы комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы по гражданским делам о воспитании детей при раздельном проживании родителей. Освещаются принципы, этапы и методы судебно-экспертного исследования. Особое внимание уделяется анализу социально­психологических особенностей высококонфликтных семей, влияния разводов родителей на психическое состояние и развитие ребенка. Выделяются клинико-психологические факторы, имеющие экспертное значение при решении вопросов о месте жительства ребенка и порядке встреч отдельно проживающего родителя с ребенком. Анализируются типичные ошибки в заключениях специалистов и экспертов.

Представленный сборник включает в себя банк диагностических материалов по вопросам исследования особенностей семейных и детско-родительских отношений и является частью обширной базы педагогической диагностики, представленной в отечественной литературе. Основная цель использования представленных материалов – способствовать развитию эффективных форм организации психолого-педагогического сопровождения семьи в рамках образовательной организации.

Материалы предназначены для методистов муниципальных служб управлений образованием, руководителей образовательных организаций, педагогов, педагогов-психологов, социологов, магистрантов, аспирантов и студентов высших учебных заведений.

Top