ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ГОДА
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ПЕРВОМУ ЭТАПУ КОНКУРСА
«ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА»
Цель. Оценить профессиональную компетентность на примере представления практического опыта.
Описание представляемого материала.
Видеоролик, представляющий конкурсанта и опыт его профессиональной деятельности в соответствии с требованиями проф. стандарта «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)»: реализация инновационной технологии оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений. Жанр видеоролика конкурсант определяет самостоятельно. Видеоролик должен быть оформлен информационной заставкой с указанием ФИО, должности (с указанием ОО) конкурсанта.
Параметры оценки
- Соответствие теме
- Информативность
- Оригинальность
- Полнота и корректность подачи информации
Некоторые рекомендации для успешного прохождения этапа
- Контекстность. Самопрезентация – это презентация не столько себя, сколько своей профессиональной деятельности. Выбирая способы и стили подачи материала, оцените их совместимость, уместность.
- Регламентированность. Время, которое вам отводится, не должно превышаться (ни под каким предлогом). Уважение времени других и своего собственного – один из шагов на пути к успеху.
- Грамотность и речевая культура выступления. Неграмотная речь с оговорками, паузами, «словами-паразитами» уменьшает оценку результативности прохождения этапа конкурса. Фото и видеоматериалы должны быть четкими, анимация должна быть уместной и в одном стиле).
- Оптимальность соотношения эмоциональности и рациональности выступления. Следует избегать чрезмерной наукообразности и излишнего теоретизирования. Реализации содержательного плана может помешать перегруженность декорациями, музыкой, многочисленность команды поддержки.
- Целостность. Взаимосвязанность личных и профессиональных качеств (если вы демонстрируете свои увлечения, хобби, то они должны как-то использоваться в профессиональной деятельности). Особенности какого-либо возрастного периода (детство, отрочество и т.д.), семейных отношений, личные качества должны быть включены в профессиональный контекст. Целостность выступления достигается за счет интеграции личности в профессии (личное становится интересным и значимым для жюри, когда оно включено в профессиональный контекст).
«ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Цель. Оценка профессиональной готовности конкурсанта
Описание представляемого материала.
Документ (не более 20 страниц), содержащий сведения: о профессиональном и дополнительном образовании, об особенностях ОО и субъекта образовательных отношений, включенных в программу; целях, задачах, основных направлениях деятельности конкурсанта; перечень технологий, методик, программ, применяемых конкурсантом; перечень разработанных им локальных и /или методических документов, программ, проектов и др.; обобщенные итоги профессиональной деятельности.
Параметры оценки
- Содержательность
- Актуальность
- Информативность
- Отражение опыта работы
Анализ профессиональной деятельности может включать в себя общую характеристику деятельности с точки зрения ее эффективности и результативности, а именно:
- мотивы выбора сферы деятельности, предпосылки, ключевые, значимые события, повлиявшие на выбор и дальнейшую профилизацию;
- приоритетные цели и направления деятельности, обоснование выбранных направлений, основные виды работ в каждом направлении, их особенность с учетом специфики ОУ, контингента, приоритетных задач в системе образования и психологической службе в настоящий период времени;
- предпочитаемые методы, их обоснование, сферы применения, показатели эффективности и результативности деятельности, полученные с помощью этих методов;
- анализ результативности на разных этапах освоения деятельности, в разных направлениях, видах работ;
- динамику профессионального развития (изменение, расширение, углубление направления деятельности, приоритетных целей и задач);
- прогнозируемые и реальные трудности, варианты используемых и планируемых решений;
- личностные и профессиональные ресурсы: возможные точки роста, перспективы; мечты, цели, планы.
ПЛАН-ПОДСКАЗКА ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И СТРУКТУРИРОВАНИЯ ПРАКТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
- Выбор темы для описания опыта (Что я делаю? Для чего? С какой целью?)
- Актуальность опыта (Почему я это делаю? В чем значимость моего опыта для современной системы образования, конкретного учреждения образования, группы или конкретного педагога? «Проблема», которую я планирую разрешить средствами своей практической деятельности).
- Цели опыта (Чего я хочу добиться в результате своей деятельности?)
- Задачи опыта (Что я делаю для достижения данной цели?)
- Идея опыта (Что самое главное (наиболее существенное) нужно сделать, чтобы цель была достигнута?)
- Описание сути опыта (Что у меня получается лучше всего? На какие теории, концепции, научные подходы я опираюсь в своей работе? Что сделано лично мной? Что конкретно я совершенствовал в образовательном процессе, в содержании, методах, формах организации учебной деятельности обучающихся? Где и как я могу представить свой опыт? Какие этапы можно выделить в моей работе?)
- Результативность опыта (Как можно доказать результативность опыта? Какие результаты получены в итоге моей деятельности? Удалось ли мне достигнуть поставленной цели? Показатели достижения желаемого результата? Примеры в качестве подтверждения полученных результатов?)
- Заключение. Перспективы развития опыта (Доволен ли я полученным результатом? Нужно ли менять что-нибудь в моей деятельности в дальнейшем? Что ещё можно сделать для повышения эффективности моей работы в данном направлении? На что необходимо обратить особое внимание? Нужны ли дополнительные условия для реализации моего опыта?)
- Список использованных источников, Интернет-ресурсов.
- Приложения (если есть).
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Изучив предлагаемые материалы, выполните задание «Что я делаю? Как я это делаю? Почему и для чего я это делаю?»
Цель: содействие осознанию модели собственной профессиональной деятельности.
Порядок выполнения задания:
Заполните таблицу
Что делаю?
(направления деятельности
педагога-психолога)Зачем я это делаю? (почему и для чего)
Собственный интерес
(«мне нравится…»)Заинтересованность администрации
(в нашей образовательной организации это важно…»)Запрос из практики
(«Я с этим постоянно
сталкиваюсь»)Требования времени
Иное
Психологическое сопровождение учебной деятельности
Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения
Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников)
Психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности обучающихся (воспитанников), их социализации
Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся (воспитанников)
2. На основании заполненной таблицы составьте синквейн (нерифмованное стихотворение) о своей профессиональной деятельности. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение для участия в конкурсе. Синквейн требует вдумчивой рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила составления синквейна.
- 1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- 2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
- 3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- 4-я строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
- 5-я строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Документы.
Быстрый и общительный.
Сидеть, говорить, ходить.
Довольно просто.
Жизнь.
Конкурс.
Страшный, большой.
Редактировать, структурировать, систематизировать.
Это круто.
Так держать!
Ресурс.
Творческий, неповторимый.
Двигать, писать, мечтать.
Всегда приятно.
Поиск.
Резюме по результатам задания.
Понимание модели собственной профессиональной деятельности в контексте работы психологической службы области и региона в целом помогает составлению индивидуальной траектории профессионального роста.
ИСКУССТВО ВИДЕО-САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
Статистика гласит: впечатление (или ваш имидж)
- на 60% зависит от того, КАК ВЫ ВЫГЛЯДИТЕ,
- на 30% — от того, КАК ЗВУЧИТ ВАШ ГОЛОС
- и ТОЛЬКО НА 7% — от того, ЧТО ВЫ ГОВОРИТЕ!!! Поэтому…
Будьте собой!
Вы же человек, живой и эмоциональный.
Почему бы не добавить улыбку, жестикуляцию и открытый взгляд в свое выступление?
Если уж 60% успеха по статистике зависит от того, как вы выглядите, потрудитесь принять во внимание этот факт и уделить внимание своему имиджу.
Опрятность и сдержанность в одежде, уверенный вид… А как вы стоите?
Расслабьтесь! Эти минуты полностью ваши, чувствуйте себя хозяином этого времени, внимание аудитории ваше, надо действовать сейчас!
Успех вашего выступления: 50% психологический настрой, внутренняя готовность, коммуникабельность; 50% изложение концепции, логика выступления, четкая структура, ораторское искусство.
Сразу же обозначьте цели своего выступления, поставьте перед аудиторией проблему, мотивируйте людей вас слушать, пусть им будет интересно. Высказывайтесь по теме логично, пусть все заметят эту логику рассуждений, и вместе с вами придут к сделанным выводам.
Помните:
- Если вы серьезны — вас воспринимают всерьез.
- Если вы искренне улыбаетесь — к вам относятся дружелюбно.
- Если вы напуганы, сомневаетесь, боитесь чего-то — это превращается в сомнения о ваших профессиональных и личностных качествах.
- Если вы играете (пусть даже это будет роль уверенного в себе человека) — вас воспринимают как актера, но… не верят в вашу искренность и профессионализм.
- Если вы не думали о предстоящей самопрезентации, не планировали свои шаги, не ставили перед собой четкую цель — те, к кому вы обращаете свою презентационную речь тоже не задумаются о вас, не увидят перспективность вашей кандидатуры. Ваше настроение,
Ваши эмоции передаются тому, с КЕМ вы общаетесь…
Профессия педагог-психолог – это профессия публичная и в этом смысле она сродни актерской. Облик психолога, его движения и поведение всегда являются объектом пристального внимания учеников, родителей и коллег.
Важно помнить, что эффект первого впечатления весьма основательно фиксируется в сознании окружающих и надолго определяет характер отношений, изменить его в дальнейшем оказывается нелегко.
В самопрезентации традиционно выделяют несколько компонентов:
- Общетелесная самопрезентация определяется темпо-ритмическим рисунком двигательного поведения.
Включает манеру перемещаться по помещению, излюбленные позы, избираемые точки-позиции, длительность пребывания в них. Широко известно, что некоторые поведенческие показатели остро воспринимаются окружающими, вызывая у них оживление, а возможно, и отвлечение. Наблюдается и устойчивое фиксирование той или иной поведенческой детали и ее обсуждение . повышенная подвижность во всех ее формах легко становится отвлекающим фактором
- Жестикулярная выразительность определяется темпо-ритмическим движением рук.
Как показали исследования, особенности движений рук при говорении человек почти не осознает, так как привычка жестикулировать — компонент автоматизированного поведения.
Однако воспринимающим нас людям эта форма поведения бросается в глаза и учитывается при формировании мнения о человеке.
- Мимическая выразительность определяется движением мимических мышц лица.
Эта сфера имеет более высокий информационно-выразительный уровень и более высокую силу воздействия. Мимика напрямую связана с внутренним состоянием человека и мало поддается внутреннему сокрытию.
Она быстротечна и изменчива, уровень контроля ее не высок и поэтому она трудно программируема.
Внимательность окружающих к мимике традиционна и естественна. По ней в наибольшей степени они «читают» состояние и настроение человека и во многом из полученной таким образом информации выстраивают образ ответного поведения.
- Интонационное поведение определяется характеристиками звуко-воздейственного сигнала.
Интонация органично включается в речь и обеспечивает ее бездейственный эффект, выражая отношение говорящего к своим словам и слушающей аудитории.
Интонационное поведение значимо, поскольку при восприятии речи, в первую очередь, определяется личное отношение говорящего к сообщаемому; что носит формальный, безразличный, отрицательный или положительный характер — и «выдает» отношение прежде всего интонация.
Важно понимать, насколько успешно применяется такое парадоксальное явление речи, как пауза. Пауза необходима для мини отдыха слушателя, для домысливания им обращенной речи и выработки собственной позиции в рамках воспринимаемого материала.
Как презентовать себя: психологические рекомендации
- Если убрать все театральные эффекты, а оставить только текст, то получится литературный жанр – эссе, рассуждения, с четко выраженной авторской позицией.
Что здесь важно?
Это не монолог, а диалог, только ответят вам не во время выступления, а после. В соответствии с этим и надо строить свое выступление так, чтобы с вами захотелось беседовать и дальше. Беседуя, вы выражаете свою позицию, обосновываете ее, убеждаете в своей «правоте» зрителя. ВИДЕО заканчивается, а у зрителя остается желание ПРОДОЛЖИТЬ с вами разговор.
- Самопрезентация — история вашего успеха. В чем заключается успех психолога? У каждого есть свой большой или маленький успех. Говоря о себе, вы делитесь этим своим успехом со зрителем.
- В первую очередь готовьте текст, во вторую — видеоэффекты. Основа самопрезентации — это то, что вы скажете. Поэтому, сначала готовьте текст. После этого начинайте продумывать видеоряд.
Очень важно чтобы видеоряд соответствовал тексту, не вызывал диссонанс. Для этого разбейте текст на отдельные смысловые фрагменты и к каждому из них подыщите фото или видеофрагмент.
Делайте самые простые и односложные предложения. Лаконичные краткие фразы воспринимаются на слух лучше, чем сложноподчиненные предложения. Одно и то же слово воспринимается по-разному, в зависимости оттого, прочитано оно, или услышано!
- Возможно использование музыкального фона.
Музыкальный фон подбирается после того, как составлен текст и подготовлен видеоряд.
Музыка должна соответствовать не только тому, что вы говорите, но и тому, что зрители видят. Громкость музыкального фона должна составлять 20% от громкости вашего голоса (в этом случае зрители слышат только ВАС).
Тихая музыка подчеркивает ваши слова, помните: музыкальное сопровождение следует выбирать осторожно и обоснованно.
