Психологическое сопровождение детей участников СВО

Существует вероятность того, что признаки стресса (от легкого беспокойства до панического страха) могут проявиться у любого воспитанника дошкольного образовательного учреждения и обучающегося, общеобразовательной и профессиональной образовательной организации, чьи родители или близкие люди были мобилизованы. Психотравмирующее обстоятельство, как мобилизация родных и близких людей, является событием, за которое он не отвечает сам, он бессилен перед ним и не может его предотвратить или на него повлиять, поэтому его переживания более мучительны.

Алгоритм действий педагогов по поддержке обучающихся из семей погибших участников СВО

  • Цель: поддержка обучающихся
    из семей погибших участников СВО и создание благоприятного для них микроклимата в учебных  коллективах

    Основа алгоритма: 

           учет возрастных особенностей несовершеннолетних;

           учет особенностей психологии горя.

    Структура алгоритма:

          схема этапов по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся из семей погибших участников СВО (алгоритм);

          комментарии к алгоритму.

     

    1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕВЕНТИВНОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

        ознакомление с алгоритмом действий по поддержке обучающихся из семей погибших участников СВО
    и созданию благоприятного для них микроклимата в учебных коллективах;

        информирование о маркерах неблагополучного переживания горя, о способах реагирования в разных ситуациях переживания горя (в соответствии с периодами переживания горя и возрастными особенностями
    детей);

        обсуждение способов реагирования на острые эмоциональные проявления у несовершеннолетних

    2. ПОУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ГИБЕЛИ ЧЛЕНА СЕМЬИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

    Источники получения информации:

          от родителей (законных представителей),

          от самого несовершеннолетнего из семьи погибшего,

          от иных обучающихся образовательной организации;

           из средств массовой информации;

           из иных источников.

    Информация должна быть подтверждена родителями несовершеннолетнего

    3. БЕСЕДА. С РОДИТЕЛЕМ (ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ) НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

          выражение соболезнования;

          определение ресурсного состояния родителя, потребности в оказании помощи и поддержки;

          получение согласия родителя на оказание психолого-педагогической помощи несовершеннолетнему

    4. ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

          непосредственное наблюдение педагогов за изменениями в поведении, эмоциональном, физическом и психическом состояниях несовершеннолетнего;

          отслеживание сетевой активности несовершеннолетнего;

          информирование родителя (законного представителя) несовершеннолетнего о проявлении негативных признаков в его поведении и или эмоциональном состоянии, о сетевой активности несовершеннолетнего

    5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

          оказание педагогом психолого-педагогической поддержки несовершеннолетнему (выражение соболезнования, поддержка стремления проговорить состояние, выслушивание, временное снижение требований к успеваемости);

          реагирование на особенности эмоционального состояния и поведения несовершеннолетнего в зависимости от их проявления: реагирование в ситуации экстремальных реакций, реагирование в ситуации осложненного горя, реагирование в ситуации неосложненного горя;

          направление несовершеннолетнего к педагогу-психологу’ образовательной организации;

          направление несовершеннолетнего с родителем (законным представителем) в центр ППМС-помоши или психологическую службу других ведомств (при необходимости, в случае отсутствия педагога- психолога в образовательной организации)

           6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМ (ДЕТСКИМ) КОЛЛЕКТИВОМ

            создание благоприятного психологического климата и дружелюбной среды в учебном коллективе; беседа с учебным коллективом (в отсутствии ребенка из семьи погибшего) о способах поддержки сверстника (с учетом возрастных особенностей); наблюдение за взаимоотношениями между обучающимися в учебном коллективе;

           недопущение распространения слухов и открытого прямого публичного обсуждения случая; избежание
    обсуждения СВО и причин происходящего;

           проведение профилактических занятий с учебным коллективом. направленных на развитие сгрессоустойчивости и жизнестойкости у обучающихся, создание благоприятного психологического климата
    в учебном (детском) коллективе

  •        принципы кризисного консультирования;

Важно знать

Возрастные особенности переживания горя

Возраст ребенка

Отношение к утрате

Маркеты неблагополучия

Дошкольный возраст

Смерть не может быть полностью понятна. Возможны поиски умершего близкого. Отмечаются короткие периоды печали, снижения настроения.

физиологические изменения; появление страхов; возврат к ранним стадиям развития, реакция замирания, мысли о том, что нечто из того, что они сделали или не сделали, могло стать причиной смерти.

Младший школьный возраст

Дети еще испытывают трудности в понимании реальности смерти. Могут вести себя не свойственным своему характеру образом, проявлять гнев.

физиологические изменения, невротические реакции (сосание пальца, откусывание ногтей, вырывание волос), и др.); неуправляемое поведение.

Младший подростковый возраст 9 -12 лет

Дети могут скрывать свои эмоции. Они могут не достигать ожидаемого образовательного уровня, драться в школе или бунтовать против авторитетов.

физиологические изменения (головные боли, нарушения сна, неврологические реакции и др.), неуправляемое поведение, снижение успеваемости, когнитивных функций (памяти, внимания, мышления), самоповреждающие действия.

Подростковый возраст 13 -17 лет

Подростки часто ищут помощи вне дома, могут вести себя несвойственным им образом. Реакции горя у подростков могут быть похожи как на реакции взрослых, так и на реакции детей.

анорексия, бессонница, галлюцинации, признаки депрессии, побеги из дома, употребление ПАВ, сексуальная распущенность, суицидальное поведение, полное отсутствие каких-либо проявлений чувств, снижение успеваемости, когнитивных функций (памяти, внимания, мышления), самоповреждающие действия.

Примерный алгоритм беседы с родителем

  • поприветствовать собеседника, выразить соболезнования;
  • уточнить, удобно ли разговаривать собеседнику (в случае телефонной беседы);
  • если собеседник хочет поговорить об утрате, обязательно найти время выслушать его, проявить заинтересованность в разговоре;
  • проинформировать о тревожных сигналах в поведении ребенка.

Предпочтительной формой беседы является очная встреча

Методическая литература

Методические рекомендации разработаны, ориентируясь на вызовы и социально-экономическую ситуацию в современном обществе, обусловленную повышением числа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации в связи с чрезвычайными событиями и участием в боевых действиях,
находящихся в зоне повышенной опасности. Важность и актуальность данной работы связанна с такими процессами, как мобилизация граждан (в том числе семейных) и последующие возможные события с участием мобилизованных (например, ранение, гибель, плен и др.), реадаптация после возвращения. Растет число нуждающихся в психологической помощи, а также запрос на повышение квалификации специалистов, оказывающих психологическую помощь как отдельным лицам, так и определенным группам по данным направлениям.

Существует много литературы о специфической работой с переживанием горя и потери. Но несмотря на огромную важность внимания к переживанию потери, для детей гораздо более важной оказывается функция поддержки. Именно поддержка и обеспечение психологической безопасности являются основой в работе с потерей у детей. Мы считаем, что психологическое сопровождение детей, переживающих потерю, должно носить сугубо поддерживающий, а не коррекционный характер.

Top