КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
РАБОТА ПСИХОЛОГА С ДЕТСКОЙ ТРАВМОЙ
Современная жизнь ребёнка наполнена не только радостями или мелкими огорчениями, в ней порой встречается и настоящее горе, связанное с потерей близких вследствие болезней, несчастных случаев, катастроф, аварий, землетрясений и пр. Взрослые часто испытывают растерянность и замешательство, не зная, как и чем помочь ребёнку в этой ситуации, не имея представления не только о том, как вести себя по отношению к ребёнку, пережившему горе, но и о том, каким образом и насколько остро он переживает потерю.
Нарушения, развивающиеся после пережитого горя, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, психологический, поведенческий, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям у детей, переживших горе. Посттравматические стрессовые нарушения (состояния после перенесенной утраты) способствуют формированию физических, психологических проблем, особых жизненных сценариев и т. д., и могут влиять на всю дальнейшую жизнь ребёнка.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОРЯ
Горе (общеслав. «gorje» — то, что жжёт, мучает) — переживание беды, тяжёлого несчастья, утраты жизненно важных ценностей в виде глубокой печали, скорби, глубокого душевного страдания.
Горе — понятие больше психологическое, чем медицинское. В психологии горе обычно понимается как переживание потери, утраты. К. Изард отмечает, что «утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), действительной или воображаемой, физической или психологической». Иными словами, это очень многоликое явление, и в дополнение к перечисленным видам можно представить еще одну классификацию утрат, созданную по объективному основанию. «Они бывают социальными (утрата работы или учебы), психическими и физическими (утрата соответствующих способностей или возможностей), духовными или материальными»1.
Горе относится к процессу переживания психологической, поведенческой, социальной и физической реакции на утрату. Это процесс, растянутый во времени, включающий в себя множество изменений. Это естественная реакция, и её отсутствие может быть отклонением от нормы и признаком патологии. Это реакция на любой вид утраты, а не только смерть. Она зависит от индивидуального восприятия человеком утраты и не требует социального признания или оценки окружающих, т. е. это специфическое субъективное чувство, сопровождающее утрату. В основе психологических причин горя лежит один общий фактор: ощущение потери ценного и любимого, того, к чему имелась сильная аффективная привязанность. Горе тем сильнее, чем сильнее привязанность к утерянному объекту. На переживание горя влияют когнитивное, эмоциональное, социальное развитие, культурно-этнические особенности, религиозные верования.
Реакция утраты может быть вызвана не только смертью близкого, но и, например, разрывом родственных связей (развод), переходом из одного образовательного учреждения в другое, уходом из родного дома, коллектива, жестоким обращением и т. д.
Одним из основоположников изучения психологии горя принято считать Э. Линдеманна. В результате наблюдения более ста пациентов, потерявших близких, он выдвинул несколько основных положений, касающихся переживания острого горя: «Острое горе — это определённый синдром с психологической и соматической симптоматикой. Этот синдром может возникать сразу же после кризиса, он может быть отсроченным, может явным образом не проявляться или, наоборот, проявляться в чрезмерно подчеркнутом виде. Вместо типичного синдрома могут наблюдаться искажённые картины, каждая из которых представляет какой- нибудь особый аспект синдрома горя. Эти искажённые картины соответствующими методами могут быть трансформированы в нормальную реакцию горя, сопровождающуюся разрешением».
Если острое горе — это некий синдром с определённой симптоматикой, то каковы же его проявления? Э. Линдеманн перечисляет шесть признаков или симптомов острого горя:
— физическое страдание: постоянные вздохи, жалобы на потерю сил и истощение, отсутствие аппетита;
— изменение сознания: легкое чувство нереальности, ощущение увеличения эмоциональной дистанции, отделяющей горюющего от других людей, поглощённость образом умершего;
— чувство вины: поиск в событиях, предшествующих смерти близкого, свидетельств того, что не сделал для умершего всё, что мог;
— обвинение себя в невнимательности, преувеличение значимости своих малейших оплошностей;
— враждебные реакции: утрата теплоты в отношениях с другими людьми, раздражение и злость в их адрес, желание, чтобы они не беспокоили;
— утрата моделей поведения: торопливость, непоседливость, бесцельные движения, постоянные поиски какого-либо занятия и неспособность организовать его, потеря интереса к чему бы то ни было.
С. А. Шефов выделяет следующую классификацию утрат:
- социальная: утрата социального статуса, социальных ролей;
- психическая: утрата соответствующих способностей или возможностей;
- физическая: утрата осязаемого объекта, очевидного и понятного окружающим;
- духовная: утрата прежнего мировоззрения, социального облика под воздействием чуждой среды, идеологии;
- материальная: вызванная частичной или полной утратой стоимостных характеристик в денежном выражении.
Горе, как для взрослых, так и для детей, является индивидуальным опытом, но существует несколько общих для всех возрастных категорий выражений горя.
Джродж Вильямс выделяет 5 фаз детского горя:
Первая фаза горя — отрицание или изоляция;
Вторая фаза — гнев, причём в отличие от взрослых дети более открыто выражают гнев после утраты. Например, дети могут внезапно и неожиданно разгневаться на родителей, родственников.
Третья фаза — фаза сделки, когда дети пытаются изменить реальность, например, обещая «Я буду хорошим».
Четвертая фаза — депрессия, когда гнев детей обращается на самих себя. В период утраты дети, как и взрослые, могут переживать такие симптомы, как ночные кошмары или другие нарушения сна, потеря веса или аппетита, физические боли или недомогания. Дети всех возрастов могут вернуться к более ранним стадиям развития, могут появляться поведенческие реакции, свойственные более раннему возрасту — энурез, сосание пальца, капризы, цепляние за взрослых. Такой регресс обычно — явление временное. Необходимо разрешить ребёнку выражать своё состояние доступным ему образом, чтобы предотвратить закрепление этих симптомов на длительное время.
Пятая фаза — разрешения, конечная фаза наступает, когда ребёнок окончательно принимает утрату4.
Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсро- ченностъ, скрытость, неожиданность, неравномерность. Ребёнок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери. У ребёнка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов. Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребёнок играл, резвился и вдруг начинает рыдать. Примечательно, что у детей переживание горя часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья. Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.
Дети, переживающие утрату, испытывают сильные и зачастую новые для себя чувства. Детей пугает то, что они не могут объяснить своих реакций на переживание горя, поэтому они нуждаются во взрослых, чтобы последние помогли им разобраться в происходящем. Многое зависит от способности остающихся рядом взрослых восполнить утрату (насколько это возможно) душевным теплом и заботой, создать ощущение прочности семейных отношений.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ГОРЯ
Реакция на смерть различны в зависимости от возраста или стадии развития ребенка.
Психолог Мария Нади описывает следующие различия в детских реакциях на смерть в зависимости от периода развития.
- В возрасте от 3 до 6 лет дети воспринимают смерть сродни сну или путешествию, из которого можно проснуться или вернуться. Постоянство смерти еще не осознается. Дети этого возраста осознают и объясняют мир, учитывая мнения и действия окружающих их взрослых. Ребенок не в состоянии понять значения слов «смерть», «всегда» или «никогда больше не вернется». Ребенок будет искать умершего человека, но, в конце концов, откажется от своих попыток и смирится; он будет реагировать на утрату, становясь надоедливым и раздражительным, или — в более тяжелых случаях — замыкаться в себе. Наилучшей помощью травмированному ребенку будет та, когда другой взрослый включится в его ситуацию и постепенно выстроит надежную эмоциональную связь с ребенком, таким образом, продолжая внезапно прервавшийся диалог. Этот новый контакт может стать впоследствии той прочной базой, благодаря которой ребенок будет в состоянии сам справиться с постигшим его несчастьем.
В более раннем возрасте, когда присутствие рядом матери и отца настолько важно для развития ребенка, что он, потеряв одного из родителей, испытывает как бы двойную утрату: оставшийся в живых родитель (мать или отец) из-за собственного личного горя более или менее отстранен от ребенка эмоционально. Вместо утешения и поддержки мать или отец, возможно, ругают ребенка и отвергают его, в то время как нормальные реакции ребенка на смерть близкого выражаются, может быть, в назойливости, плаксивости и капризах.
Если у родителей умер один ребенок, ситуация для второго ребенка, возможно, станет аналогичной. Родители поглощены своим горем, и им очень трудно понять проблемы других своих детей. Нам приходилось встречать родителей, которые, потеряв одного ребенка, достаточно долго не осознавали существование других своих детей, а также того, что у них также могли возникнуть психологические проблемы в связи с потерей брата или сестры.
Ребенок 3-6 лет думает, что его мысли могут оказывать влияние на окружающий мир. Он живет в иллюзии своего всемогущества, и ему трудно отделить фантазии от реальности. Ему, думающему или желающему, чтобы нечто случилось, представляется, что это уже произошло. Для этого возраста характерно ощущение связи между способностью совершить нечто и наказанием.
Когда ребенок ощущает в себе сильную склонность к какому-либо проступку, то он закономерно чувствует вину: «Если бы я вел себя более вежливо, если бы я был лучше, мама была бы по-прежнему жива!»; «Если бы я никогда не сердился на моего младшего брата и не хотел бы, чтобы его не было, он бы не умер». У детей в этом возрасте сильное воображение, причем свои мечты им самим трудно выразить словесно; дети не всегда уверены, существуют ли их фантазии на самом деле, во внешнем мире, или они живут только в их собственном сознании. Это обстоятельство делает механизм горя более сложным.
Ребенок мог бы постараться нечто предпринять, чтобы снова вернуться в обычную жизнь, например, начав вести себя очень хорошо, став послушным, — ведь такое поведение ценится взрослыми; последние редко воспринимают состояние ребенка во всей сложности, как «знак беды», хотя в действительности дело обстоит именно так. Или, возможно, ребенок станет более беспокойным и трудным в общении для того, чтобы его наказали, так как, по его мнению, он этого заслуживает, ведь это он виноват в том ужасном, что произошло. Взрослые же совсем не воспринимают подобное: им трудно осознать, что вызывающее поведение — признак вины или горя. Поэтому на ребенка обрушиваются брань и наказания за его плохое поведение — в то время, когда он мог бы испытать успокоенность и облегчение.
Работая с дошкольником, переживающим горе, важно помнить, что он не понимает таких абстрактных слов как «никогда», «всегда». Ребенок осознает только конкретные действия. «Если ты говоришь, что дедушка на небесах, то где эти небеса и как он туда попал?», «Если он смог уйти туда, то сможет и вернуться назад». Нужно быть уверенным в том, что даются конкретные ответы и объяснения. Необходимо пояснить разницу между одиночеством и смертью.
- Младшие школьники (7-9 лет) часто задумываются о смерти, потому что они уже понимают, что смерть неизбежна и окончательна. Они знают, что основные жизненные обстоятельства изменить невозможно. Дети их наблюдают и осмысляют, однако им еще далеко до того, чтобы управлять теми ситуациями, которые могут вызвать чувства тревоги и беспомощности. В этом возрасте дети понимают реальность смерти, но им трудно вообразить себе, что они или их близкие люди могут умереть.
- В поведении 10-12-летних детей можно наблюдать фрагментарность. Это поведение можно рассматривать как психологическую защиту ребенка от состояния тревоги и страдания, что означает, что для детского опыта характерно периодическое чередование состояний грусти и развлечений, игр, чтобы минимизировать пугающие фантазии и сильные переживания у детей, важно давать им точную и подробную информацию о смерти и разрешать им задавать вопросы. Знание конкретных фактов поможет восстановить детскую веру в жизнь. Дети осознают впервые неотвратимую природу смерти. В то же время, их больше интересуют биологические аспекты смерти. Одновременно, они осознают и социальное значение смерти и потери.
- Мышление тинэйджера, следующая возрастная группа, уже похоже на способ мышления взрослых. Но часто период переходного возраста — нелегкое время для переживания горя. Психологические защитные механизмы ослаблены, подросток изучает себя «Кто я?» Ему необходимы ролевые модели поведения взрослого, чтобы найти себя или отказаться от чего-то в себе. Подростки могут регрессировать на более на более ранние представления о смерти, но обычно они заняты, как взрослые, поисками смысла смерти.
Реакции горя у подростков похожи на реакции взрослых и детей. Поскольку у подростков обычно наступает регресс при таком сильном стрессе как потеря, их реакции могут быть больше похожи на детские. Однако, есть специфические особенности горя подростков, влияющие на их реакции. Подростки в трауре могут заниматься переписыванием реальности смерти в грезах, отрицая или откладывая горе на потом.. Другим осложняющим фактором может быть борьба подростка между независимостью и зависимостью.
Смерть может быть в чем-то угрозой для подростка, у которого может развиться страх отделения и независимости. Поскольку подростки часто стремятся быть более зрелыми или скрывают свои чувства лучше чем, дети, их чувства, связанные с потерей, могут быть похоронены заживо. Наконец, подростки уникальны в своем самосознании. Они могут быть больше заняты своим поведением или одеждой, чем самой потерей, совершеннейшее средство отрицания, вызывающее смущение или раздражение окружающих людей.
Потеря матери или отца в это время, возможно, бывает невыносимой. Некоторые подростки, с которыми мы встречались, инкапсулировали свое горе вместе, вели внешне бурную жизнь. Ночные шатания по городу, эксперименты с наркотиками, нарушения закона — все это также способы вытеснения горя. Часто у человека, переживающего утрату близкого, накапливается гнев, который, возможно, будет вреден как самому человеку, так и другим.
Суицидальные мысли, вероятно, являются примером саморазрушения, но они также, быть может, выражают желание субъекта вновь соединиться с умершим. Почти каждому, кто пережил ощутимую потерю близкого человека, приходят в голову мысли о самоубийстве. Достаточно было только однажды спросить об этом у детей из нашей группы, как мы нашли подтверждение этому предположению. Взрослые редко задают детям вопросы о самоубийстве, подобные вопросы — табу для многих из нас. Когда же мы осведомлялись, что именно более всего помогало преодолевать горе, некоторые дети и подростки отвечали, что по-настоящему давала им силу для продолжения жизни и борьбы с проблемами мысль и возможности прекращения своей собственной жизни.
Испытание горем дает возможность глубже понять себя. Несчастье изменяет представление ребенка о самом себе, своих проблемах, о том, как влияет трагический опыт на личность.
Человек может охарактеризовать себя, анализируя свои умения, чувства и мысли, а также в зависимости от того, как он проживает свою жизнь и что именно ждет от себя в будущем. Эти три временных плана — прошлое, настоящее и будущее — определяют специфику самопонимания и Я-концепцию. В книге Уильяма Дамона и Даниэла Харта «Самосознание в детстве и юности» данный термин определяется как «некая когнитивная репрезентация себя, собственных интересов и личностной идентичности».
Для того, чтобы понять себя, детям и подросткам необходимы целостность Я-концепции и неразрывность внешнего мира, а также четкость, которая означает получение точной информации о том, что же произошло с ним и открытый разговор о переживаниях, если ребенок в состоянии выразить свои чувства. Самоанализ — это умение, которое раскрывается по мере взросления ребенка, способность выразить себя эмоционально. На самоанализе строится осмысленное поведение, как возможность посмотреть на самого себя со стороны, увидеть себя в отношениях с другими людьми. Далее самопонимание, становится для ребенка инструментом для самоидентификации. Обычно ребенок многое приобретает во время такого процесса; это происходит автоматически, когда ребенок общается с кем-то из родителей или с другими людьми. Когда вдруг ребенок встречается с фактом смерти или другой катастрофой (включая потерю близкого), четыре личностных фактора — целостность, четкость, самоанализ и самосознание — перестают действовать, поэтому ребенок теряет контроль над собой и окружающим миром. Нить нераздельности прошлого, настоящего и будущего рвется. Нет ни прошлого, ни будущего, только ошеломление, шок. Ребенок на неопределенное время беззащитен, и это его пугает. Ему нужна помощь, чтобы все связать снова, однако отец или мать — или оба — сами находятся в кризисе и часто не в состоянии поддержать ребенка, чтобы восстановить его самосознание.
В данном пособии рассматриваются примеры проявления последствий травмы у детей младшего возраста, а также способы преодоления этих последствий. Предлагаются специальные мероприятия, нацеленные на работу с реакциями, наиболее распространенными у детей младшего возраста.
Суть данной программы состоит в обнаружении посттравматических реакций у детей дошкольного возраста и в организации индивидуальных и групповых занятий с целью помочь им справится со страхами и теми реакциями, которые препятствуют обучению, социальному и эмоциональному развитию.
Для каждого ребенка можно сделать отдельную копию всей рабочей тетради.
когда вы делаете копии страниц с заданиями для следующего занятия, выби-
райте наиболее подходящую для этого страницу.
Мы рекомендуем с помощью дырокола пробить отверстия в отксерокопиро-
ванной рабочей тетради, чтобы ее можно было хранить в специальной папке.
Рабочую тетрадь можно отдать ребенку только после того, как вы провели
с ним все запланированные занятия. Это даст вам возможность встретиться с
родителями ребенка, чтобы объяснить им цель заданий, которые вы проделали
и о том, каким образом им следует реагировать, когда их ребенок покажет им
рабочую тетрадь на их совместном с ребенком занятии.
Собранные в тетради задания были предварительно апробированы в школах
и других учреждениях на их эффективность в помощи ребенку выражать свои
особые чувства, связанные с полученной травмой, и в развитии специальных
навыков, необходимых человеку, перенесшему тяжелую травму.
Кратковременные вмешательства для травмированных детей и подростков”, это комплекс повозрастных и основанных на чувственном восприятии заданий и упражнений, включающие в себя рисование и специфические вопросы, которые направлены на то, чтобы вызвать основные эмоции и чувства, которые испытывает травмированный ребенок (например, гнев, страх, боль, беспокойство, бессилие). Воспоминания о травме проявляются на чувственном уровне и должны переживаться заново в безопасной обстановке для снижения их остроты. Поскольку травма воспринимается на чувственном уровне, память является своего рода хранилищем символов. Образы – как ребенок и подросток воспринимает себя и окружающий мир – определяют тип полученной травмы.
Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО. Пред-
ставляет собой ресурс, необходимый для формирования базовых представ-
лений о клинической картине переживания психотравмирующей ситуации,
о концепциях и подходах к оказанию психологической помощи лицам
с психотравмирующим опытом на различных стадиях возрастного разви-
тия. Ориентировано на получение студентами (слушателями) практических
навыков, необходимых для оказания квалифицированной помощи лицам,
столкнувшимся с психотравмирующим опытом в период детства.
Адресовано студентам, обучающимся по психологическим и психо-
лого-педагогическим специальностям.
В книге рассматривается к-ПТСР (комплексное посттравматическое стрессовое расстройство), возникшее в результате детской травмы, которая развивается у детей с самого разного возраста, если родители не проявляют достаточно любви и терпения, слишком требовательны, чрезмерно заняты собой, используют телесные наказания, унижают детей вербально, физически или психологически или прибегают к разного рода насилию. Автор предлагает свою методику исцеления на основе методов когнитивно-поведенческой терапии. Книга рассчитана на практикующих психотерапевтов и их клиентов с к-ПТСР.
В своей профессиональной деятельности психологи и психотерапевты соприкасаются с различными психологическими травмами, выход клиента из которых и будет определять успешность работы. В пособии раскрыты основы и особенности работы с травмой специалистов в разных психологических парадигмах. Описаны методы оказания помощи, этапы работы и особенности понимания природы травмы в арт-терапии, транзактном анализе и нарративном подходе. Представлена подборка методик и техник практической направленности для работы с последствиями психологической травмы. Пособие рассчитано на специалистов помогающих профессий, волонтеров, работающих с клиентами, которые пережили травмирующий опыт.
Данная книга может представлять интерес для практических и школьных психологов, учителей и воспитателей детских учреждений, для всех специалистов, которые работают с подрастающим поколением и заинтересованы в здоровом и гармоничном развитии детей.
Психотерапия детей и подростков подразумевает не только избавление пациента от болезненных расстройств и решение актуальных для него и его семьи психотравмирующих проблем, но и возвращение ребенка в русло нормального развития.