ПСИХОДИАГНОСТИКА
Готовность к школе
Когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального (личностного) развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность, психологическую и социальную или личностную готовность к обучению в школе.
Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, а недостатки любой из её сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе.
Ребёнок всегда, вне зависимости от возраста, готов к получению новых знаний, т.е. готов учиться, даже если мы специально его обучением не занимаемся. Однако при обучении в школе могут возникать проблемы, которые имеют сои причины:
- Современная школа может обучать далеко не всех детей, а только тех, которые обладают вполне определёнными характеристиками, хотя обучаться способны все дети.
- Школа со своими нормами, методами обучения и режимом предъявляет первокласснику вполне определённые требования. Эти требования жёсткие, консервативные и детям приходится приспосабливаться к школе, не ожидая изменений со стороны школы.
- В школу приходят разные дети, но ко всем предъявляются одинаковые требования.
Диагностика готовности к школе с помощью общепринятых методик не всегда позволяет увидеть «отклонение» от установленных норм. Оно проявляется позже, к концу 1-2 классов, когда становится очевидным отсутствие какого-либо продвижения в учёбе. Причин этому несколько:
- сниженный уровень интеллекта ребёнка, когда недостаточно развитое понятийное мышление маскируется хорошей памятью и разговорчивостью; резкая дисгармоничность развития ребёнка с недостаточным развитием его вербальных подструктур;
- наличие отклонений в эмоциональном и личностном развитии ребёнка;
- неврологические осложнения, лёгкая органика, функциональные отклонения в работе мозга, снижающие общую работоспособность, нарушающие внимание и зрительно-моторную координацию.
Поэтому, когда говорится о готовности ребёнка к школе, нужно рассматривать её не только как возможность обучения в 1 классе, а как возможность обучаться и развиваться в рамках современной школы. Т.о., психологу нужно использовать диагностические методики, которые позволяли бы выяснить возможности ребёнка при обучении и спрогнозировать проблемы, которые могут возникнуть у него в контексте требований, предъявляемых современной школой.
Очень подробную и качественную оценку состояния ребёнка даёт методика, разработанная к.п.н. Ясюковой Л.А. совместно с Институтом практической психологии «ИМАТОН». Она представляет собой диагностический комплекс, позволяющий определить готовность ребёнка к школьному обучению в образовательных и гимназических классах. В ней, на основе анализа учебной деятельности учащихся младших классов, выделены индивидуально-психологические особенности, необходимые для дальнейшего обучения в начальной школе, чётко определены критерии, позволяющие прогнозировать проблемы в обучении.
Для ускорения составления заключения по результатам диагностики можно воспользоваться Excel-файлом. Для этого:
- На листе «Тулуз-Пьерон» вводим Фамилию, имя дошкольнкика, дату его рождения и дату проведения обследования, пол и результаты выполнения теста Тулуз-Пьерона, сначала количество обработанных знаков в каждой стоке блакна тести, затем количестов ошибок в каждой строке (всего 20 чисел).
- На листе «Протокол» вводится номер протокола. он совпадает с номером строки на листе «Тулуз-пьерон».
- На листе «Равен» вводим результаты выполнения серии А и серии В теста Равена.
- На листе «Ясюкова» вводим результаты выполнения теста в соответствии с заголовками столбцов.
- На листе «Причины-рекомендации» вводим соответственно причины обращения и рекомендации по результатам. Эти записи будут автоматически перенесены в заключение.
- На листе «Заключение
- » вводим номер заключения, он совпадает с номером строки, в которой записана фамилия испытуемого. Нажимаем «Enter», и заключение готово.
Интерпретацию результатов можно сообщить родителям или педагогу при консультации по результатам диагностики.