КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
ВОПРОС В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
В значительной степени работа психолога предполагает творчество. Но много в ней и ремесла — базовых технологий, тех самых основ, без которых наша деятельность невозможна. Наверное, одним из самых важных профессиональных инструментов психолога является искусство расспрашивания — умение задавать «хорошие», то есть точные, информативные и понятные вопросы.
Закрытые вопросы
Закрытые вопросы используют для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном – двух словах, подтверждение или отрицание («да», «нет»), например:
- Сколько Вам лет?
- Сколько раз в день Вы испытываете раздражение?
- Вам удобно?
Открытые вопросы
Открытые вопросы предполагают более широкие ответы, они расширяют и углубляют контакт, передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, то есть свой внутренний мир. Например:
- Что Вы об этом думаете?
- Что Вы теперь чувствуете?
- О чем Вы хотели бы рассказать?
Уточняющие вопросы
Уточняющие вопросы помогают конкретизировать ситуацию, о которой рассказывает клиент:
- Могли бы Вы привести конкретный пример?
- В чем именно это проявляется?
- Что конкретно сказал Вам сын?
Цель этих вопросов – не дать клиенту говорить общими фразами.
Общие правила задавания вопросов
Правила, которые хорошо было бы иметь в виду, задавая вопросы клиентам:
- избегать чрезмерного опрашивания (не превра—щать беседу в допрос);
- важно понимать, с какой целью задается вопрос;
- вопросы «Почему?» могут провоцировать защитные реакции клиента; они направлены на выяснение причины.
При задавании важно соблюдать цикл вопросов:
1) подготовить человека к вопросу;
2) задать вопрос;
3) дать подумать;
4) выслушать ответ;
5) дать реакцию на ответ;
— вопрос задавать в контексте, конгруэнтно, однозначно.
ВИДЫ ПОЛЕЗНЫХ ВОПРОСОВ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Вопросы на установление контакта
Установить контакт – это значит создать доброжелательную, доверительную и безопасную атмосферу, которая позволила бы клиенту чувствовать себя комфортно и достаточно свободно в присутствии консультанта.
- Как я могу к Вам обращаться?
- Кто Вас ко мне направил?
- Приходилось ли Вам раньше обращаться за помощью к психологу?
- Достаточно ли Вам комфортно?
- Что Вы можете сообщить о себе?
Вопросы на внешнюю и внутреннюю реальность
Внешняя реальность (факты)
- Сколько Вам лет?
- Ваше семейное положение?
- Где работаете?
- Когда произошло это событие?
- Как часто повторяются конфликты с мужем?
«Внутренняя реальность»
- Какие чувства это у Вас вызывает?
- Как реагирует Ваше тело?
- О чем Вы думаете в этой ситуации?
- Что говорите себе при этом?
- Что хотите изменить?
Вопросы на " + " и " - "
Психологическое консультирование предполагает видение ситуации целостно с «+» и «-». Вопросы на «+» помогают включить ресурс. Вопросы на «-» помогают увидеть в ситуации то, что нужно изменить. Вопросов на «+» должно быть больше.
Вопросы на «+»
- Что хорошего есть в Вашей жизни?
- Что Вас радует? Кто радует?
- Кому благодарны?
- Ваши любимые занятия?
- Что доставляет Вам удовольствие?
- Что помогает?
- Во что Вы верите?
- На что надеетесь?
Вопросы на «-«
- Что Вас не устраивает в этой ситуации?
- Что беспокоит?
- Какой отрицательный опыт связан с этой ситуацией?
- С какими трудностями Вам придется столкнуться?
- Кому это помешает?
- Чем готовы пожертвовать?
Вопросы на прошлое, настоящее и будущее
- Как раньше справлялись с такими ситуациями?
- Что до сих пор Вам помогало?
- Какой опыт Вы получили в связи с этим?
- Что сейчас хотелось бы изменить?
- Что готовы сделать для решения этого вопроса?
- Какой представляете Вашу жизнь через год?
- О чем мечтаете?
Уточняющие вопросы
Уточняющие вопросы задаются, если клиент теряет конкретность в консультации:
- Что именно Вам не нравится? Что конкретно беспокоит?
- Когда это происходит? Как часто?
- Что конкретно Вы хотите изменить?
- Вы бы могли привести конкретный пример?
Вопросы, передающие ответственность клиенту
- Что вы делали, чтобы изменить ситуацию?
- Что вы можете сделать еще в этой ситуации?
- Что в Ваших силах изменить?
- Что вы готовы изменить в себе, чтобы менять эту ситуацию?
- А что готовы делать для этого?
- Как вы сами можете с этим справиться?
Вопросы на завершение контакта
- Какие выводы Вы можете сделать?
- Что берете для себя из нашей сегодняшней работы?
- Как себя чувствуете?
- Как Вам было со мной?
- Могли бы мы на этом остановиться?
ЧИТАЕМ, ИЗУЧАЕМ
Метод «сократического диалога» входил в стандарт обучения врачей-психотерапевтов (ПРИКАЗ Минздрава СССР от 21.07.88 N 579.) вместе с требованием знания и использования законов логики. Это указывает на область пересечения профессиональных полей философии и психологии. Лектор расскажет об опыте (совместного с психотерапевтами) исследования применения логического и герменевтического анализа в когнитивной терапии. Лектор: Макаров Андрей Иванович — доктор философских наук, профессор каф. философии ВолГУ, председатель регионального отделения Российского общества интеллектуальной истории.