ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
Суициды. Поиск мишеней психопрофилактики
Это не совсем обычная страничка. Она сформирована по материалам прошедшего методического семинара педагогов-психологов. Здесь нет связного текста. Это небольшие блоки материала, позволяющие вспомнить и заново осмыслить то, что обсуждалось на нашем методическом семинаре по теме.
При формировании прогамм профилактики суицида для каждого элемента программы (мероприятия) следует четко определить:
- С какой целью проводится мероприятие (цель — образ желаемого результата)
- Для кого будет проведено мероприятие;
- Каким содержанием оно будет наполнено;
- В каких формах оно будет проведено.
На сегодняшний момент большинство исследователей суицида признает, что самоубийство – это биопсихосоциальный феномен.
Симптом, как облегчение
На этой странице использутся фрагменты лекции врача-психиатра Сабанцева Антона Анатольевича «Влияние воспитания на тревожность, формирование невротических форм поведения».
В этой части речь идет об энергии, необходимой для адаптации, куда направляется энергия, если не удается адаптироваться, как проявляется дезадаптация в случае направления энергии на себя.
Личностная тревога
Важнейшими факторами развития личности являются наследственность, окружающая среда, воспитание, а также активность самой личности.
Личность со всеми ее индивидуальными особенностями представляет собой стержневую основу для понимания суицидального поведения как проявления социально-психологической дезадаптации.
Естественно, что личность в экстремальных условиях по-разному ведет себя в конкретной ситуации. Это зависит, с одной стороны, от силы действующих социальных факторов, с другой — от личности, реагирующей на эти объективные трудности. Подобная зависимость еще более усложняется в подростковом возрасте, когда формирование личности еще не окончено и в силу этого оценка объективных трудностей подростком и реакция на них часто бывают неадекватными.
Личностная тревога или тревожность, является чертой характера. Это индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в склонности часто испытывать беспокойство, даже в тех ситуациях, которые объективно не несут угрозы, то есть воспринимать достаточно широкий спектр событий как опасных и реагировать напряжением.
Так, К. Роджерс полагал (Roger C. R., Dymond R. F., 1954), что основная тенденция жизни состоит в актуализации, сохранении и усилении Я, формирующегося во взаимодействии со средой и другими людьми.
Если структура Я ригидна, то несогласующийся с ней реальный опыт воспринимается как враждебный, как угроза жизни и искажается либо не воспринимается. Не признавая реальный опыт, человек заключает себя в темницу. Не переставая от этого существовать, опыт отчуждается от Я. Теряется контакт с реальностью.
Таким образом, вначале не доверяя собственному опыту, впоследствии Я полностью теряет доверие к себе. Это приводит к осознанию полного одиночества. Утрачивается вера в себя, появляются ненависть и презрение к жизни, смерть идеализируется, что приводит к суицидальным тенденциям.
Испуг — Рефлекторная реакция на потенциальную угрозу.
Испуг происходит помимо нашей воли, автоматически – когда мы видим/слышим/чувствуем что-то потенциально опасное, например:
Мы автоматически испугались, и теперь мозгу нужно как-то реагировать на это ощущение. В зависимости от ситуации он выбирает один из трех вариантов:
Страх – «реакция бегства». Если угроза слишком велика, хочется побыстрее удалиться из опасного места.
Гнев – «реакция атаки». Если угрозу можно устранить, или она угрожает чему-то крайне ценному для нас (например, близким людям или крайне важному имуществу), мы начинаем злиться и нападать на источник угрозы. При этом в случае угрозы нашим ценностям гнев может совмещаться со страхом.
Оцепенение – «замри-реакция». Если от угрозы нельзя убежать, если ее нельзя атаковать – лучше замереть и стать как можно менее заметным. Мы замираем – но при этом испытываем страх.
Тревога
А вот с тревогой все гораздо интереснее и сложнее.
Эта эмоция – реакция на будущую угрозу. Она отражает лишь предчувствие опасных для нас событий.
Родительская функция профилактики - сформировать у ребенка навык управления собственной жизнью
Полную видеозапись лекции, фрагменты из которой мы используем на этой страничке, можно посмотреть, перейдя по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=ccOHMOOfH2g&t=298sую
— Комплексный (био-психо-социальный) характер профилактики.
— Характерные черты в структуре личности ребенка, склонного к аутоагрессии:
- Гиперответственность;
- Ориентация на результат;
- Перфекционизм;
- Педантизм;
- Стремление быть в центре внимания;
- Потребность в признании;
- Непереносимость критики;
- Неумение проигрывать.
— Родительская функция профилактики.-
Страх и тревога по Щербатых Ю. В.
ТРЕВОГА – МОЩНАЯ ЭНЕРГИЯ, КОТОРАЯ ЗАСТАВЛЯЕТ АДАПТИРОВАТЬСЯ,
НО К ЧЕМУ…?
Личностная тревога или тревожность, является чертой характера. Это индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в склонности часто испытывать беспокойство, даже в тех ситуациях, которые объективно не несут угрозы, то есть воспринимать достаточно широкий спектр событий как опасных и реагировать напряжением.
В таких случаях тревожность основана не на фактах, а на воображении, «накручивании», нагнетании атмосферы.
Такая тревога обычно сохраняется на протяжении длительного времени, мешает жить, заставляет совершать объективно глупые, необоснованные и ограничивающие нашу жизнь поступки. Она не помогает и не приносит результатов – только изводит, заставляет пребывать в постоянном стрессе.
Механизмы формирования личностной тревоги
Стили воспитания формрующие тревожную личность:
- Повышенные требования / ожидания;
- Недостаток позитивного подкрепления;
- Гиперопека — «Мама, я что, замерз?» — «Нет, ты хочешь кушать!»
- Противоречивое воспитание (мамы, папы. бабушки, дедушки, воспитатели, тренеры и пр.)
- «Скелет в шкафу» (секреты, недосказанности, обман)
Справочник предназначен для практикующих психологов и психотерапевтов, работающих с латентными или реализованными жертвами различных обстоятельств. Он представляет собой в первую очередь сборник техник, точнее сказать упражнений, которые психолог (психотерапевт, консультант) может использовать в своей практической работе.
Будучи взрослым, человек часто проигрывает способы поведения, которым следовал в детстве, чтобы оправдать ожидания родителей. Когда он поступает подобным образом, то находится в части Адаптивного Ребенка своего эго‑состояния Ребенка. Описывая эти способы поведения Адаптивного Ребенка, мы имеем в виду позитивного Адаптивного Ребенка. И наоборот, человек находится в негативном Адаптивном Ребенке, когда проигрывает детские паттерны поведения, которые более не соответствуют взрослой ситуации.
Будучи взрослыми, мы несем определенный набор приказаний и разрешений (родительских посылов), который хранится в эго‑состоянии нашего Ребенка. Решения, которые мы принимаем при реагировании на эти послания, являются основой нашего жизненного сценария. Весь этот комплекс приказаний и разрешений в сочетании с реакциями на них ребенка иногда называют собственно сценарием.
Сценарий жизни . В детстве каждый из нас пишет свой собственный сценарий жизни. Основной сюжет мы пишем в раннем детстве, до того, как научились говорить. Позднее мы лишь добавляем детали к нашему сценарию. К семи годам сценарий в основном написан, а в юношеском возрасте мы можем его пересмотреть. Будучи взрослыми, мы обычно не осознаем, что написали для себя сценарий жизни. Тем не менее, мы в точности ему следуем. Без осознания этого факта мы устраиваем нашу жизнь таким образом, что движемся к той финальной сцене, которую определили в детстве.
Как родительские посылы формируют тревожную личность
Родительские посылы |
▪ «Ты необычный ребенок и поэтому должен многого добиться». ▪ «Ты необыкновенный ребенок и, конечно, лучше остальных детей, которые тебя окружают». ▪ «Ты не должен слишком затруднять себя, ты всегда должен рассчитывать на мою помощь». ▪ «Ты не должен ни о чем беспокоиться. Я окружу тебя такой заботой, что тебе не придется переживать никаких неудобств». ▪ «Ты – самое главное в моей жизни. Все, что есть у меня, я отдам тебе, лишь бы тебе было хорошо». ▪ «Что бы ты ни делал, я всегда помогу тебе и выполню все то, что доставляет тебе слишком большие трудности». ▪ «Мир слишком грязен и опасен, и ты нуждаешься в защите от него». ▪ «По‑настоящему ты можешь рассчитывать только на любящих тебя родителей». ▪ «Ты всегда должен выглядеть хорошо в глазах других людей, что бы ни происходило». ▪ «Ты должен быть таким, каким я мечтаю тебя видеть и каким я когда‑то не смог стать». ▪ «Ты должен стать таким, чтобы я мог гордиться тобой перед другими людьми». ▪ «Тебя недостойны обычные люди. Тебя достойна любовь только необыкновенных людей, которые доказали свою неординарность». ▪ «Ты должен добиваться успехов и показать всем, что ты неординарный человек». |
Выводы ребенка |
▪ «Я должен выглядеть хорошим, умным, талантливым и успешным». ▪ «На самом деле я не чувствую себя таким, каким меня хотят видеть. Но я должен соответствовать ожиданиям, поэтому я буду притворяться». ▪ «Я должен выглядеть так, чтобы родители не разочаровались во мне». ▪ «Я не знаю, чего я хочу». ▪ «Все, что я захочу, должно быть у меня». ▪ «Чем меньше я проявляю инициативы, тем меньше вероятность, что я сделаю ошибку, и тем меньше вероятность, что все обнаружат, что я вовсе не совершенен». ▪ «Когда меня любят, я не могу быть самим собой, а должен оправдывать ожидания любящего». ▪ «Если меня никто не хвалит, значит, они догадались, что я вовсе не совершенство». ▪ «Я должен испытывать только правильные чувства, чтобы они видели, что я действительно хороший». ▪ «Иногда я испытываю плохие чувства. Если я проявлю их, они могут разочароваться во мне. Надо скрывать свои чувства». ▪ «Хороший человек тот, кто чего‑то достигает. Я должен достигать вершин». ▪ «Не важно, каким путем достигнут успех, главное, чтобы все видели мои достижения». ▪ «Не надо достигать слишком больших успехов, потому что впоследствии от меня будут ожидать еще больших достижений, а я не смогу оправдать ожиданий». |
Результат |
▪ низкая самооценка; ▪ тревожность; ▪ компенсаторное высокомерие; ▪ страх провала; ▪ страх успеха; ▪ потребность быть всегда правым; ▪ трудности в принятии решений; ▪ отсоединение от собственных чувств; ▪ потребность в непрерывном восхищении; ▪ страх близости; ▪ страх быть отвергнутым и покинутым; ▪ зависимость от мнения окружающих; ▪ апатия, безынициативность. |
Суицидальное поведение детей и подростков
Когда симптомы уже не помогают
Аналитико-диагностический инструмент «Факторный анализ риска суицида»
Инструмент разработан в виде сводной таблицы «Детерминант риска реализации суицида», включает 34 характеристики, которые сгруппированы по следующим факторам:
- психологические, включают 3 фактора условия на уровне индивидуально-личностных особенностей, потенциально влияющих на формирование риска суицида, 5 предрасполагающих факторов, отражающих актуальное состояние психического здоровья учащегося (эмоциональный и поведенческий уровень функционирования), 4 фактора, свидетельствующих о формирующимся суицидальном поведении;
- семейные, 2 фактора условия (особенность структуры семьи) и 3 фактора, отражающие подавление значимых потребностей ребенка/подростка в семье;
- социальные, 5 факторов условий, отражающих наличие неблагоприятных социальных условий в жизни ребенка/подростка, 5 факторов, представляющие собой критические жизненные события, которые могут приводить к реализации суицидальных намерений;
- физические, 3 фактора, свидетельствуют о длительных нарушениях соматического здоровья, 4 фактора — индикаторы актуального физического неблагополучия.
Анализ факторов суицидального риска проводится классным руководителем (педагогом)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОСНОВЕ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА
На основании бальной оценки результатов формируется индивидуальный интегративный показатель. По диапазону его значений когорта исследуемых распределяется на группы риска суицида, формируя ранги высокой, средней, низкой степени выраженности.
- Высокий уровень риска суицида — личностно-психологические детерминанты сочетаются с эмоциональными и поведенческими нарушениями, сформировано суицидальное поведение.
- Средний — личностные факторы риска усилены стрессами жизни, социальным неблагополучием, признаки суицидального поведения отсутствуют.
- Низкий — характерны факторы риска, связанные с неудовлетворенными потребностями в учебной деятельности и межличностном общении.
Детерминанты риска суицида — «мишени» для организации профилактической работы
Маршрутизация выявленных в ходе анализа школьников строится в соответствии с группой риска.
- Высокий риск суицида. В неотложной форме консультация психиатра (добровольность обращения), оказание психологической помощи в отделениях кризисной помощи центров системы образования, психологическое сопровождение в школе в соответствии с рекомендациями.
- Средний суицидальный риск. Ведение индивидуального случая в кризисных отделениях центров системы образования, плановая консультация психиатра, индивидуальная работа в школе.
- Низкий риск суицида. Интервенции в школе, направленные на психологическое сопровождение и поддержку в зависимости от выявленных факторов риска, работа с родителями.
Периодичность использования Факторного анализа: не реже одного раза в 6 месяцев.
Результаты формируют как индивидуальный, так и общий психологический портрет, например, класса, школы и отражаются в аналитической справке.
Наличие семи и менее признаков по всем группам факторов свидетельствует о низком суицидальном риске. В этом случае требуется консультация врача-психиатра в плановом порядке.
Ситуация отказа семьи от помощи и/или отсутствие поддержки со стороны значимых близких напрямую увеличивает риск суицида и переводит его на более высокую степень выраженности.
- От восьми до 12 признаков по всем группам факторов или пять и более в группе «психологические» факторы свидетельствуют о среднем уровне суицидального риска.
- От 13 и более признаков по всем группам факторов или два и более признаков со знаком «*» в группе «психологические» факторы указывают на высокий суицидальный риск.
- Острый суицидальный риск: если ребенок по результатам факторного анализа имеет высокий суицидальный риск, необходимо провести дополнительную углубленную диагностику его эмоционального состояния.
Критерии острого суицидального риска:
- наличие актуального плана суицида, способа, времени, места;
- постоянно говорит о том, что хочет умереть;
- пишет прощальные записки.
При установлении острого риска суицида, среднего или высокого уровня риска суицидального поведения необходимо пациента и его семью направить к врачу-психиатру для оказания неотложной специализированной медицинской помощи.
Наполните содержанием психопрофилактическую работы
Какие мероприятия, для каких категорий субъектов профилактики, в каких формах, с каким содержанием вы проведете? Заполните ячейки таблицы, оцените свои возможности, определите зоны своего профессионального развития для повышения эффективности психопрофилактической работы.
Заполнение таблицы поможет составить программу профилактической работы.
Материалы по теме
- Типовая модель
- Методические рекомендации для педагогов
- Организация профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному риску;
- Выявление суицидального риска у детей
- Диагностика суицидального поведения подростков
- Работа с родителями образовательных организаций
- Комплексная программа профилактики
- Методические рекомендации по использованию международного опыта
- СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДА
- Работа с ОСР и тревогой
- Алгоритмы действий педагогов
Хорошо, если платье твое без прорех.
И о хлебе насущном подумать не грех.
А всего остального и даром не надо —
Жизнь дороже богатства и почестей всех.
Омар Хайям. «Рубаи».