ПРОФИЛАКТИКА
Социально-психологическое тестирование - 2023
В 2023 году социально-психологическое тестирование проходило по модифицированной методике ЕМ СПТ. Изменилось количество вопросов, добавились новые шкалы, изменилась схема анализа.
Изменения в ЕМ СПТ в 2023 году
- Количество вопросов в формах: «А» -130; «В» и «С» -170.
- Доработанная методика способна диагностировать не только риски аддиктивного поведения, но и иных форм рискового поведения
- Равное соотношение факторов риска и защиты
- Соотношение факторов риска и защиты определяет вероятность рискового поведения (в том числе аддиктивного)
- Градация вероятности рискового поведения от низкой до наивысшей
- Время заполнения методики — от 20 до 45 минут, т.е. не превышает продолжительность одного урока.
- Диапазон выбора ответа более широкий: от 1 до 10. Максимально число баллов по каждой из шкал — 100.
- Шкала лжи — для выявления недостоверных ответов, связанных с небрежностью обучающихся, аггравацией, диссимуляцией, симуляцией, склонностью преднамеренно давать лживые ответы.
- Шкала лжи корректирует ответы посредством понижающего коэффициента, причем отличается для девушек и юношей.
- Анализируются все ответы, респонденты с недостоверными ответами не выключаются из выборки.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СПТ
- Диагностика рисков аддиктивного поведения, а также иных форм рискового поведения обучающихся (рисковое поведение — поведение, несущее добровольное допущение риска для здоровья и жизни субъекта):
- Аддиктивное поведение (наркомания, алкоголизм, интернет, компьютерная зависимость, адреналиномания)
- Деструктивное и аутодеструктивное поведение, не связанные с аддикциями (суицид, буллинг, расстройства пищевого поведения)
- Поведение, связанное с деструктивным характером социальных групп и объединений — интернет-среда и социальные сети, вовлечение в организации экстремистского содержания (АУЕ, автономный скулшутинг, деструктивные культы)
- Организация адресной и системной помощи обучающимся;
- формирование контингента обучающихся, направляемых на профилактические медицинские осмотры;
- Определение направленности и содержания индивидуальных и групповых профилактических программ.
Результаты СПТ — компонент воспитательной, профилактической деятельности и оказания адресной психологической помощи обучающимся, педагогическим работникам, родителям.
По результатам СПТ выделяются 4 группы обучающихся по проявлениям рискового, в т.ч. аддиктивного, поведения:
НИЗКАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ проявлений (сформированы механизмы защиты от развития рисковых форм поведения, вероятность рискового поведения минимальна. Социально-нормативная группа, позитивная социализация. Интериоризированность социально-позитивных норм поведения. Механизмы самоконтроля поведения и сдерживания способны защитить личность от активации поведения, провоцируемого факторами риска);
СРЕДНЯЯ ВЕРОЯТНОСТЬ — механизмы защиты развиты, но защита работает на пределе. Вероятен процесс начального развития рисковых форм поведения. Вероятность дебюта зависит от характера социального окружения, внешней ситуации и т.п. Рисковое поведение может проявляться ситуативно (при стрессе, провокации, под давлением). Эпизодически — пренебрежение к соблюдению социальных норм. Отмечается слабость механизмов сдерживания и произвольной регуляции поведения, более зависимы от эмоционального фона, внутренних импульсов, социальной изоляции, замкнутости, отчуждения;
ВЫСОКАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ — механизмы защиты слабы, давление факторов риска доминирует. Регулярно повторяющиеся паттерны рискового поведения. Может отмечаться асоциальная форма адаптации. Слабая интериоризированность и неустойчивость норм поведения. Соблюдение норм и правил рассматривается как потеря свободы. Есть стремление игнорировать нормы или нарушать их. Не прилагает усилий, чтобы сдерживать свои побуждения;
ВЫСОЧАЙШАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ -устойчивое доминирование факторов риска над факторам защиты. Рисковые формы поведения привычны. Отмечается асоциальная форма адаптации. Возможно формирование делинквентного поведения. Нормативные нормы и ценности игнорируются и отрицаются.
Зона особого внимания педагогов — обучающиеся с высокой и высочайшей вероятностью проявлений рискового поведения
На профилактический медицинский осмотр идут обучающиеся ОО, в которых выявлено большое количество респондентов с высочайшей вероятностью проявлений рискового поведения.
- КВЕРИПО (квотиент вероятности рискового поведения) — отношение скорректированной суммы балов по шкалам риска и суммы баллов по шкалам защиты.
- ИРП (индекс рискового поведения) — отношение скорректированных суммарных баллов по факторам риска к сумме всех баллов, умноженное на 100(перевод в проценты), то есть показатель нормализуется и учитывает влияние случайных факторов, включая «шум» в результатах тестирования.
ФАКТОРЫ РИСКА
- Плохая приспосабливаемость, зависимость
- 1-3 стэна — хорошая социальная адаптивность.
- 4-7 стэнов -нормальная социальная адаптивность.
- 8-10 стэнов- сниженный адаптивный ресурс.
- Потребность во внимании группы
- 1-3 стэна — отсутствие развитых, постоянных и устойчивых социальных отношений личности.
- 4-7 стэнов — нормальная включенность личности с систему развитых контактов и отношений.
- 8-10 стэнов — непереносимость одиночества и изолированности.
- Принятие асоциальных установок
- 1-3 стэна — наличие невротической зажатости
- 4-7 стэнов — отсутствует склонность принимать социально неодобряемые установки.
- 8-10 стэнов — считает рисковое поведение приемлемым.
- Стремление к риску
- 1-3 стэна — неготовность пойти на риск ради достижения цели.
- 4-7 стэнов — нормативно выраженная готовность рисковать.
- 8-10 стэнов — выраженное стремление к поиску ситуаций различной интенсивности и степени опасности с целью получения удовольствия.
- Импульсивность
- 1-3 стэна — сильный контроль эмоций и даже его их подавление.
- 4-7 стэнов — может «держать себя в руках» подавляет эмоции и показывает где не обходимо.
- 8-10 стэнов — живая непосредственность.
- Тревожность
- 1-3 стэна — может иметь место чрезмерная прагматичность.
- 4-7 стэнов — тревожность возникает в значимых для личности ситуациях.
- 8-10 стэнов — склонность воспринимать большинство жизненных ситуаций как угрожающие.
- Фрустрированность
- 1-3 стэна — проявляет высокую фрустрационную толерантность.
- 4-7 стэнов — склонность к адекватной оценке фрустрационной ситуации.
- 8-10 стэнов — проявляет низкую фрустрационную толерантность.
- Склонность к делинквентности
- 1-3 стэна — проявляет высокую фрустрационную толерантность.
- 4-7 стэнов — склонность к адекватной оценке фрустрационной ситуации.
- 8-10 стэнов — проявляет низкую фрустрационную толерантность.
ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ
- Принятие родителями
- 1-3 стэна — считает что родители низко оценивают его способности.
- 4-7 стэнов -норма.
- 8-10 стэнов- имеет искренние, доверительные, эмоционально близкие отношения с родителями.
- Принятие одноклассниками
- 1-3 стэна — в классе авторитетом не пользуется, признается лишь отдельными одноклассниками.
- 4-7 стэнов -пользуется авторитетом у группы обучающихся.
- 8-10 стэнов- пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
- Социальная активность
- 1-3 стэна — занимает социально пассивную жизненную позицию.
- 4-7 стэнов -преобладают мотивы долга и ответственности при ограниченном круге интересов.
- 8-10 стэнов- занимает социально активную жизненную позицию.
- Самоконтроль поведения
- 1-3 стэна — низкий уровень контроля и управления своим поведением.
- 4-7 стэнов -рассудочный контроль принимает участие в регуляции поведения.
- 8-10 стэнов- строгий самоконтроль поведения.
- Самоэффективность
- 1-3 стэна — не верит в свои силы достигать цели.
- 4-7 стэнов — самоэффективность проявляется ситуативно.
- 8-10 стэнов- уверенность в своих способностях и в успехе собственных действий.
- Адаптированность к нормам
- 1-3 стэна — возможно наличие социопатических тенденций.
- 4-7 стэнов -творческие натуры, для которых запреты- прекращение самореализации.
- 8-10 стэнов- наличие невротической зажатости из-за незначительного отступления от норм.
- Фрустрационная устойчивость
- 1-3 стэна — не может сохранять равновесие к различным фрустрирующим ситуациям.
- 4-7 стэнов -кратко временно сохраняет равновесие к фрустрирующим ситуациям.
- 8-10 стэнов- может сохранять равновесия к фрустрирующим ситуациям.
- Дружелюбие, открытость
- 1-3 стэна — трудности в установлении и поддержании межличностных отношений.
- 4-7 стэнов -развитость коммуникативной сферы.
- 8-10 стэнов- стремление развивать только позитивные и бесконфликтные отношения
Направления работы и мероприятия по результатам социально-психологического тестирования 2023
Характеристика факторов | Направленность мероприятия |
ФАКТОРЫ РИСКА | |
Плохая приспосабливаемость, зависимость (ППЗ) отсутствие активного приспособления и самоизменения во всех необходимых индивидных и личностных свойствах и качествах, применительно к изменяющимся или новым условиям социокультурной среды, использование пассивных и преимущественно регрессивных стратегий поведения. В кластер плохой приспосабливаемости и зависимости входят: ведомость, поиск опеки и покровительства, неуверенность в себе, неопределенность интересов и жизненных целей, безропотность, наивность в представлениях о жизни, несамостоятельность, депрессивное реагирование на трудности, осознанное избегание любых ситуаций преодоления, пассивно-потребительское отношение к жизни. | — развитие коммуникативных навыков; — формирование навыков самопознания; — обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтных ситуаций; — осознание личностных ценностей и ответственности за последствия своего поведения; — создание условий для определения жизненных целей и самоопределения. |
Потребность во внимании группы (ПВГ) потребность получать позитивный отклик от группы в ответ на свое поведение, с чем также связаны стремления нравиться, создавать о себе преувеличенно хорошее мнение с целью быть принятым (понравиться), в связи с чем отмечается повышенная восприимчивость к воздействию группы или ее членов. В гипертрофированной форме эта потребность может проявляться в виде неспособности переносить групповое психологическое давление, в стремлении угождать, в болезненном страхе конфликтов и желании избежать их любым способом, в полном подчинении себя группе, в готовности полностью изменить свое поведение и установки вплоть до подавления собственной аутентичности. От внимания, интереса, поддержки, одобрения со стороны родителей зависит уровень приспособления ребенка к социальным требованиям и запретам. При отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний возникает фрустрация, которая является толчком к развитию агрессии. | — включение во внеурочную деятельность и систему дополнительного образования; — использование метода делегирования полномочий, с постепенной передачей части функций обучающемуся для достижения конкретных общих целей; — на уроках спрашивать первым, давать возможность выразить собственное мнение; — развитие личностных ресурсов как фактора психологической устойчивости личности («Я» концепции, субъективного контроля, аффилиации, ассертивности); — обучение поведенческим стратегиям и сопротивлению групповому влиянию и манипуляциям (контраргументации, конструктивной критики, психологической самообороны, конфронтации, уклонения), формирование навыков; — поведения, устойчивого к внешнему воздействию. |
Принятие асоциальных (аддиктивных) установок (ПАУ) «совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, пробуждающих гедонистическое отношение к жизни. Они выражаются в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции. Начинают преобладать мысли и разговоры об объекте аддикции. Усиливается механизм рационализации -интеллектуального оправдания аддикции (“все курят”, “без алкоголя нельзя снять стресс”, “кто пьет, того болезни не берут” и т. д.). Вследствие этого снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению (“все нормально”, “я могу себя контролировать”, “наркоманы хорошие, интересные люди” и т. д.)». | — формирование установок на здоровый образ жизни; — включение обучающегося в значимую для него и социума деятельность; — наличие личностно значимого положительного взрослого; — занятия спортом; — включение в систему дополнительного образования; — развитие конструктивных навыков общения, развитие критичности к себе и своему поведению. |
Стремление к риску (СР) побуждение к созданию, поиску, повторению ситуаций, прямо или потенциально опасных для жизни, с целью получения от этого удовольствия. Удовольствие получается от переживания и последующего преодоления страха и иных острых ощущений в ситуации опасности. Прямо или косвенно опасность различной интенсивности создается и для окружающих людей, не вовлеченных в круг аддиктивного (рискового) поведения. Выступая в качестве автономного побуждения, стремление к риску также входит в симптоматику аддиктивного поведения. В качестве примера стремления к риску можно отметить паркур, роуп-джампинг, банги-джампинг, бэйс-джампинг, руфинг, любовь к вечеринкам, на которых отсутствуют нормы поведения («wild parties», «вписки»), модификации тела и т. п. | — повышение информированности обучающихся о последствиях рискованного поведения; — развитие критичности, саморегуляции, локуса контроля; — развитие навыков конструктивного разрешения внутренних конфликтов, навыков обращения за помощью (дополнительную возможность получения помощи могут обеспечить службы медиации в ОО, телефоны доверия, информационные планшеты); — предоставление социально приемлемых альтернатив рискованному поведению в системе дополнительного образования, спортивных секциях; — обучать навыкам оказания доврачебной помощи. |
Импульсивность (ИМ) устойчивая склонность действовать по первому побуждению, зависимость поведения или личностной позиции от случайных внешних обстоятельств, внешнего эмоционального фона или спонтанных внутренних побуждений. | — получение дополнительных знаний об индивидуально-типологических особенностях; — обучение навыкам саморегуляции, рефлексии, произвольного контроля, методам планирования и анализа; — проведение тренинговых занятий по развитию коммуникативных способностей, а также занятия в комнате психологической разгрузки с использованием релаксационных методик; — поощрять занятия физической и спортивной деятельностью (командные спортивные игры, соревнования, показательные выступления, виды спорта со статистической нагрузкой (например, бег, плавание, лыжи, езда на велосипеде). |
Тревожность (ТР) предрасположенность воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающих, приводящая к плохому настроению, мрачным предчувствиям, беспокойству, напряженности | — развитие уверенности в своих силах; — создание ситуаций успешности (целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом); — проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных на повышение самооценки, развитие коммуникативных умений и навыков, повышение жизнестойкости; — развитие навыков саморегуляции; — соблюдение педагогического такта и норм педагогического общения |
Фрустрированность (ФР) «… психическое состояние тягостного переживания, вызываемое невозможностью удовлетворения уже активированной, актуализированной потребности, достижения значимой цели. Объективные и субъективные факторы, производящие фрустрацию, классифицируются на три генеральные категории фрустрация задержкой (препятствием) удовлетворения потребности; фрустрация срывом поведения, направленного на удовлетворение активированной потребности; фрустрация конфликтом». | — предоставление психологической информации о феномене фрустрации, фрустраторах, стратегиях преодоления (копинг-стратегиях); — развитие коммуникативных умений; — развитие навыков целеполагания, прогнозирования; — обучение рефлексии; — коррекция иррациональных убеждений и формирование рациональных установок; — развитие психоэмоциональной саморегуляции, в том числе по преодолению деструктивных эмоциональных состояний (тревога, страх, гнев/агрессия, депрессия и др.); — повышение стрессоустойчивости, мотивации достижения успеха, формирование умения выбирать адекватные конструктивные формы преодоления фрустрирующей ситуации; — формирование способности к эмпатии, к позитивному принятию других, ассертивности, гибкости поведения |
Склонность к делинквентности (ДЕ) склонность, стремление к совершению асоциальных, сознательных, волевых, конкретных деяний отдельным лицом или группой лиц, обладающих деликтоспособностью, за которые предусмотрена определенная юридическая ответственность. Таким образом, за деликтом (правонарушителем) признается обладание им правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью. | — развитие навыков общения; — обучение конструктивным стратегиям решения конфликтов, развитие чувства долга, ответственности, привязанности к близким; — формирование позитивной Я-концепции, навыков самоконтроля |
ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ | |
Принятие родителями (ПР) поведение и отношение родителей, формирующее у обучающегося чувство своей значимости, нужности, дающее субъективно достаточное чувство любви, теплоты человеческих отношений, способствующее формированию психологического благополучия личности | — повышение психолого-педагогической компетентности родителей/законных представителей по вопросам воспитания, развития, коррекции детско-родительских отношений, совместного проведения досуга, формирования семейных традиций и ценностей; — включение ребенка в социально значимую деятельность (ощущение нужности); — формирование чувства уверенности, повышение самооценки; — развитие ресурсных возможностей и способностей ребенка; — соблюдение педагогического такта и норм педагогического общения |
Принятие одноклассниками (ПО) поведение и отношение сверстников, формирующее у обучающегося чувство принадлежности к группе и сопричастности к общим целям и интересам, развивающее способность вступать в отношения и быть в них без потери собственной аутентичности и автономности, способность отстаивать себя и свою позицию в спорах или конфликтах без разрушения межличностных отношений.
| — проведение социометрического обследования, изучение психологического климата в классе и учреждении в целом; — развитие службы медиации, примирения; — организация деятельности мобильных групп по профилактике буллинга; — организация работы над сплочением коллектива; — включение в совместную деятельность, демонстрация ресурсных возможностей каждого; — оказание психолого-педагогической поддержки, развитие коммуникативных навыков, формирование уверенности в себе, повышение самооценки; |
Социальная активность (СА) «…действия и способы поведения, связанные с принятием, преобразованием или новым формулированием общественной задачи (деятельности), обладающей просоциальной ценностью. В результате осознается социальный смысл решения общественной задачи, идет процесс соотнесения с ней собственного “Я” личности, доминирует внутренняя мотивация, выражающая позицию субъекта. В итоге личность принимает на себя определенные обязательства, становится субъектом ответственности и добивается значимых результатов. По мере “восхождения” от социального индивида к личности возрастают роль инициирующих действий, качество и общественная значимость результатов». Социальная активность (СА) «…действия и способы поведения, связанные с принятием, преобразованием или новым формулированием общественной задачи (деятельности), обладающей просоциальной ценностью. В результате осознается социальный смысл решения общественной задачи, идет процесс соотнесения с ней собственного “Я” личности, доминирует внутренняя мотивация, выражающая позицию субъекта. В итоге личность принимает на себя определенные обязательства, становится субъектом ответственности и добивается значимых результатов. По мере “восхождения” от социального индивида к личности возрастают роль инициирующих действий, качество и общественная значимость результатов». Социальная активность личности тесно связана с явлением социальной включенности личности, которая определяет меру установления оптимальных связей между конкретной личностью и конкретной социокультурной средой. | — включение во внеурочную деятельность, систему дополнительного образования; — включение в социально значимую деятельность; — поддержка развития самостоятельности инициативы; — формирование мотива достижения успеха, повышение уверенности; — обучение навыкам планирования и контроля собственной деятельности |
Самоконтроль поведения (СП) способность управлять своими эмоциями и действиями, противостоять случайным внешним стимулам или спонтанным внутренним импульсам, сдерживать себя и вести себя адекватно обстоятельствам или социальной ситуации. Обычно самоконтроль поведения противопоставляется импульсивности. | — развитие навыков самостоятельности и личной ответственности; — повышение локуса контроля; — развитие навыков саморегуляции |
Самоэффективность (СЭ) – достижение поставленных целей, несмотря на препятствия или физические и эмоциональные затраты, уверенность в эффективности собственных действий и ожидание успеха от их реализации. Самоэффективность определяется широтой диапазона паттернов поведения, приобретенным опытом, наличием подкрепления, самооценкой. | — формирование уверенности в своих силах; — повышение самооценки, мотива достижения успеха; — обучение планированию, целеполаганию, умению достигать поставленные цели (тайм-менеджмент); — оказание помощи в формировании личных стратегий достижения целей; — развитие ресурсных возможностей. |
Адаптированность к нормам (АН)процесс и результат активного приспособления личности к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности) путем усвоения социальных целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе, предполагающие их согласование с потребностями и стремлениями самой личности. | — формирование социально ответственного поведения: подготовка к участию в деятельности на пользу общества и усвоение политической и общественной ответственности гражданина; — построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения; — развитие навыков эффективного общения, способности устанавливать контакты, слушать и выражать свои мысли и чувства; — развитие психологической устойчивости, эмоциональной стабильности, навыков справляться с стрессом и преодолевать трудности. |
Фрустрационная устойчивость (ФУ)способность без выраженных негативных переживаний отсрочить во времени удовлетворение актуализированной потребности или достижение значимой цели, опираясь на когнитивную оценку имеющихся условий и собственных возможностей. | — развитие навыков целеполагания и планирования, способности адекватно оценивать реальную ситуацию, возможности предвидеть выход из ситуации; — повышение стрессоустойчивости, мотивации достижения успеха, формирование умения выбирать адекватные конструктивные формы преодоления фрустрирующей ситуации |
Дружелюбие, открытость (ДО) – благожелательное, дружественное отношение к другим людям, способность доверять и быть открытым новым отношениям, способность быть в согласии с людьми разных взглядов и убеждений | — развитие умения слушать и понимать других, толерантности к различиям, уважения мнения и чувства других людей, способности к сотрудничеству и умение находить общий язык с разными людьми; — формирование позитивного мышления, уверенности в себе, своих способностях, искренность и честность с собой и с другими, а также базовое доверие к миру. |