СООБЩЕСТВО
Организация работы педагога-психолога
Квалификационная характеристика должности
«Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности
Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.
В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.
Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Профессиональный стандарт
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования) является действующим документом на всей территории Российской Федерации, устанавливающим общие требования к работникам психологической службы в сфере образования. Стандарт выполняет двойную функцию:
- стандарт как государственный документ в качестве управленческого инструмента — применяется работодателем при заключении трудовых договоров, разработок должностных инструкций, проведения аттестации педагогов-психологов, установлении системы оплаты труда;
- стандарт как профессиональная норма деятельности — то есть соответствие возможностям современной психологической науки и практики, и задачам, проблемам, потребностям современной системы образования.
Структура профессионального стандарта «Педагог-психолог» чётко определена в содержании, где отображены: 1) общие сведения 2) описание трудовых функций, входящих в стандарт 3)характеристика обобщенных трудовых функций 4) сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта.
В функциональную карту вида профессиональной деятельности входят две группы трудовых функций: а) психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях разного уровня; б) оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Замечательно, если психолог в сфере образования будет знать и уметь выполнять все перечисленные в стандарте трудовые функции и применять на практике необходимые умения и знания, опираясь не на принцип «должествования», а на принцип личной ответственности. Истинным побудителем активности человека, делающего что-то по принципу «должен» считаются внешние воздействия — требования общества, государства. В профессии же психолога крайне важны истинные внутренние потребности личности стать специалистом, занимающимся изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности с целью оказания помощи, поддержки и сопровождения.
Несомненно, педагог-психолог, обладающий высоким уровнем личной ответственности, должен знать и уметь все вышеперечисленные требования стандарта для эффективной работы своих коллег на любой ступени образования. Чем эффективнее будет проведена работа на каждой ступени образования, тем вероятнее ожидание снижения возникновения проблемных ситуаций в поведении, развитии детей, проблем в детско-родительских отношениях и социальной адаптации. Тем самым педагог-психолог возможно будет иметь больше возможностей реализовывать развивающую и просветительскую работу, но, конечно, не без помощи диагностической исследований.
Несмотря на то, что согласно стандарту, педагог-психолог должен уметь проводить коррекционно-развивающую работу, возникает неоднозначный вопрос. Психокоррекция — это по сути исправление расстройств, рассчитанное не на полное устранение симптомов, а на компенсацию. То есть по сути, если есть серьёзная психологическая проблема или патологические изменения психики, педагог-психолог при всех «должен знать и уметь», даже при высокой личной ответственности вряд ли справится. Во-первых, потому, что педагог-психолог не работает с патологией, а во-вторых, решить серьезную психологическую проблему в условиях образовательной организации очень сложно. Поэтому, даже если педагог-психолог очень современный, и очень много знает и умеет согласно Профессиональному стандарту, к сожалению, действительность иногда диктует свои правила.
Методические рекомендации
Распоряжением Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193 утверждены методические рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях.
Необходимость эффективного решения проблем обучения, воспитания и развития детей, адресного решения проблем социально уязвимых категорий детей, а также проблем, обусловленных вызовами и рисками социальной среды, ставит перед образовательной организацией задачу активного участия специалистов психолого-педагогического профиля в реализации программ развития предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов, участия этих специалистов в разработке программ воспитания и социализации школьников, в формировании атмосферы позитивного взаимодействия и развития всех участников образовательных отношений. Это предполагает широкое профессиональное взаимодействие специалистов психологической службы с педагогическим коллективом, наличие у них профессиональных и межпрофессиональных компетенций, обеспечивающих возможность работать в междисциплинарных командах.
Практика показывает, что благоприятная атмосфера в школе, которая является одним из существенных факторов учебного процесса и напрямую зависит от слаженной работы педагогического коллектива, требует постоянного профессионального сотрудничества, совершенствования психолого-педагогических компетенций специалистов, способных обеспечить поддержку и психологическое сопровождение уязвимых категорий детей, преодоление дефицитов обучающихся, испытывающих трудности в обучении. Своевременное оказание необходимой помощи является залогом успеха дальнейшего обучения, необходимым условием профилактики психологических отклонений, социальной дезадаптации и психических расстройств.
В этой связи функционирование психологической службы любой образовательной организации должно обеспечивать готовность специалистов работать с различными категориями обучающихся (с одаренными и мотивированными детьми, со слабоуспевающими школьниками, которые обладают пониженной учебной мотивацией, принадлежат к группе ОВЗ, с социально дезадаптированными детьми), а также с родителями (законными представителями) и педагогическим коллективом в целом.
В методических рекомендациях оформлены предложения по реализации различных форм психолого-педагогического сопровождения, направленного на сохранение и укрепление психологического здоровья и благополучия обучающихся, на их возрастное развитие и улучшение образовательных результатов.
На данный момент Методические рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях являются канвой для работы нашего методического объединения.
Один из акцентов, сделанных в данных методических рекомендациях — использование программного подхода к оказанию адресной психолого-педагогической помощи.
Психолого-педагогическая программа — инструмент психологической службы, имеющий комплексный характер, разрабатываемый и применяемый для преодоления конкретных проблем целевых групп обучающихся, предупреждения психологического неблагополучия и стимулирования развития личности в условиях общеобразовательных организаций.
Программа адресной психологической помощи (поддержки) — целевая (персонифицированная) последовательность мер и/или мероприятий психологической службы в общеобразовательных организациях, направленная на психологическую помощь определенной целевой группе обучающихся.
Порядки организации и осуществления образовательной деятельности
Министерство просвещения Российской Федерации утвердило Порядки осуществления образовательной деятельности для школ и для дошкольных образовательных организаций. Эти документы должен знать каждый педагог, в том числе и психолог. Более того, эти документы определяют штатную численность педагогов-психологов при организации образовательной деятельности по адаптированным общеобразовательным программам для проведения коррекционных занятий Одна штатная единица педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).