КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Психологическая подготовка к ЕГЭ
Единый Государственный Экзамен сегодня — это непривычное по форме и достаточно сложное по содержанию испытание, ставшее обязательным для выпускников школ. Практика последних лет показала, что для успешной сдачи ЕГЭ недостаточно знания предмета и процедуры экзамена, особую роль играет интеллектуально-психологическая готовность.
Основным критерием качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы.
В свете изменения формы итоговой аттестации актуальной стала предварительная психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса к прохождению аттестации. Подготовка включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической готовности (наличие знаний, умений и навыков по предмету) и личностной готовности (опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации).
Навыки, приобретаемые в ходе такой работы, не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями и т.п.
Понятие »готовность» имеет два значения: »согласие сделать что-нибудь» и состояние, при котором все готово для чего-нибудь» (С. И. Ожегов). Готовность также может рассматриваться и как состояние, при котором человек готов к планированию собственной деятельности и деятельности других в процессе взаимодействия, обучения и т.д.
Готовность включает в себя процессы планирования и прогнозирования. Под готовностью к планированию можно понимать достижение человеком такого уровня развития, при котором он способен планировать собственную деятельность с учетом состояния здоровья, своих возможностей, способностей, уровня подготовленности (ЗУН, опыт) в соответствии с возрастом.
Можно выделить следующие критерии определения готовности:
- формирование ЗУН, необходимых для обучения;
- личностная готовность,
- интеллектуальная готовность,
- мотивационная готовность,
- эмоционально-волевая готовность;
- коммуникативная готовность.
По мнению А. В. Запорожец, для общей характеристики готовности имеет значение совокупность сформированных качеств »… психологическую готовность нельзя свести к наличию у ребенка каких-либо отдельных свойств и умений. Она представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровень развития познавательной сферы, степени сформированности механизмов речевой регуляции действий и т.д.»
Показателем готовности может быть: обучаемость как
- общая »восприимчивость к знаниям» (Б. Г. Ананьев),
- »восприимчивость к усвоению знаний и способов мыслительной деятельности» (Н. А. Менчинская),
- »общий темп продвижения учащихся» (З. И. Калмыкова),
- способность ребенка к переносу усвоенного способа, действия на самостоятельное выполнение аналогичного задания» (Л. С. Выготский).
Личностную готовность связывают со сменой ведущего типа деятельности. Смена ведущего типа деятельности приводит к переходу на новый уровень самосознания, к становлению внутренней позиции учащегося, что является, по мнению Л. И. Божович, Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева и других ученых, одной из основных составляющих личностной готовности к обучению.
Эмоционально-волевая готовность к экзамену включает наличие уверенности учащегося в том, что он справится с заданием; умения управлять своим состоянием, т.е. владеть собой; умения концентрироваться на выполнении задания, не отвлекаясь и т. д.
Коммуникативная готовность включает в себя такие показатели как организованность, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность в принятии решения.
Под готовностью к планированию можно понимать достижение человеком такого уровня развития, при котором он способен планировать собственную деятельность с учетом состояния здоровья, своих возможностей, способностей, уровня подготовленности (ЗУН, опыт) в соответствии с возрастом.
Исходя из выше сказанного, можно выделить основные показатели психолого-педагогической готовности к экзамену участников итоговой аттестации:
- использование в деятельности разнообразных форм, методов и приемов;
- способность решать сложные жизненные, учебные задачи;
- целесообразность в действиях;
- способность использовать оптимальные средства обучения и воспитания;
- способность работать по различным методическим схемам, и технологиям;
- владение диагностическими умениями и навыками;
- владение исследовательскими умениями и навыками;
- способность организовывать и планировать деятельность
- коммуникативные способности.
По мнению В. Шадрикова, «ни один экзамен не выявляет способности человека. Единственное, что мы определяем, это уровень академической подготовки человека (знание и умение)».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
что значит быть готовым к экзамену
Запись онлайн выступления в рамках Дня образовательных интенсивов 31 января 2024г.
Три этапа пути к успеху
Интервью с педагогом-психологом ЦБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» Натальей Валерьевной Терёшиной о психологической подготовке выпускников и экзаменам
Видеть цель! Верить в себя!
Беседа о возможных психологических проблемах при подготовке выпускников к экзаменам, проведенная в рамках Дней образовательных интенсивов.
"Я могу!"
Фрагменты занятия по психологической подготовке выпускников к ЕГЭ. Ведет занятие педагог-психолог муниципального бюджетного образовательного учреждения «Сиверская гимназия» Гатчинского муниципального района Законова Анастасия Ваграмовна
Ваш ребенок волнуется перед экзаменом? Хотите помочь ему, поддержать, настроить на победу? Центр компьютерного обучения «Специалист» приглашает Вас принять участие в бесплатном вебинаре «Как побороть волнение и страх при сдаче экзамена». Данный вебинар будет полезен педагогам, школьникам и их родителям, поможет психологически подготовить учащихся к выпускным испытаниям и помочь сдать самые сложные экзамены на хороший результат.