ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
В современных условиях жизни Интернет, компьютеры, мобильные устройства являются частью повседневной реальности, особенно у детей, подростков и молодежи.
Жизнь в цифровом мире дает нам новые широкие возможности, но и таит серьезные опасности. Информационная среда сегодня создает, безусловно, возможности для обучения, общения, жизнедеятельности человека, но в то же время может содержать «опасный» с психологической точки зрения контент.
Признаки компьютерной зависимости у детей и молодежи
Компьютерная зависимость у детей и молодежи имеет три стадии развития.
На первой стадии формируется интерес к сети Интернет, происходит выбор подходящего виртуального инструмента, вырабатывается собственный стиль общения, происходит компенсация личного общения, которого может не хватать в жизни.
На второй стадии время пребывания в сети Интернет увеличивается, у человека наблюдается отдаление от реальности.
На третьей стадии происходит стабилизация положения, она характеризуется тем, что компьютерная зависимость уже сформировалась. Угасает интерес к реальной жизни и возрастает интерес к виртуальной.
Причинами возникновения компьютерной зависимости могут стать:
- нарушение процессов обмена информацией. Испытывая дефицит общения в семье, а порой и среди сверстников, ребенок может «уйти» в другую, компьютерную реальность, где он находит и общение и много информации.
- скрытая или явная неудовлетворенность окружающим миром. В реальной жизни ребенок может иметь не очень хорошую успеваемость, чувствовать себя уязвимым и испытывать высокую тревожность, считая, что люди относятся к нему враждебно. В то время как в виртуальном мире он — великий воин, либо отважный капитан космического корабля. Тем самым он абстрагируется от проблем реального мира.
- невозможность самовыражения, как правило, связанна с отсутствием у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Те мечты, которые подросток не может воплотить в реальности, он легко может воплотить в виртуальном мире.
- нарушение социальной адаптации. Пожалуй, наиболее важная составляющая, обобщающая все остальные. Отсутствие теплых, доверительных отношений в семье, недостаток общения, отсутствие у родителей искреннего интереса к миру ребенка ограничивают его возможности в развитии и способствуют формированию у него пассивного стиля поведения, неадекватного восприятия себя, неспособность к взаимодействию с социальным пространством.
Существует также ряд психологических и физических симптомов, характерных для компьютерной зависимости.
Так, к психологическим симптомам относятся хорошее самочувствие во время, проведенное за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером; ложь членам семьи о своей деятельности за компьютером; проблемы с учебой.
Среди физических проявлений компьютерной зависимости возникают проблемы с опорно-двигательным аппаратом в связи с постоянным нахождением в нефизиологических позах и нарушениями осанки; сухость в глазах, нарушается зрение; нарушения ритма сна и бодрствования; головные боли, головокружения; нарушения кровоснабжения головного мозга в связи с низкой физической активностью и редким пребыванием на свежем воздухе; несоблюдение гигиены и пренебрежительное отношение к питанию влекут за собой дефицит витаминов и микроэлементов, риск развития некоторых заболеваний.
К факторам риска возникновения компьютерной зависимости относятся:
- Психологические проблемы подросткового возраста Любопытство, беззаботность (со мной этого не случится), эффект компании (многие сетевые игры с участием команды игроков), потребность в самоутверждении, появление чувства взрослости и желание признания своей «взрослости» и др. Не сложились отношения со сверстниками, нет ощущения собственной значимости.
- Личностные особенности детей и подростков: неумение расслабиться (компьютер способ ухода от проблем), слабость характера, незрелая личность, половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающее эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения.
- Обстановка, отношения в семье. Отсутствие близости с родителями, конфликты.
- Социальные проблемы: неорганизованность досуга. Ни родители, ни школа не могут уследить за ребенком 24 часа в сутки. Интернет, компьютерные игры увлекают ребенка своими возможностями, уходя от неяркой, скучной реальности.
- Физиологическая причина — выделение гормона удовольствия. При игре или общении в комфортной обстановке, организм синтезирует особое вещество, оно может вызвать привыкание и человек стремится сделать все, чтобы получить новую «дозу».
Рекомендуемые методические ресурсы предназначены для педагогических работников, педагогов-психологов общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций и включают в себя материалы в двух аспектах: психолого-педагогическом и медицинском. Данные ресурсы могут быть полезны при составлении и реализации системы мероприятий по профилактике интернет- зависимости среди детей и молодежи.
Рассмотрены теоретические и практические аспекты клинической
психолого-психиатрической диагностики, подходы к фармакологической
терапии и психотерапии зависимости от персонального компьютера,
Интернета и мобильных устройств, обеспечивающих удаленный сетевой
доступ, у детей и подростков. Рассмотрены принципы профилактики,
реализуемые в условиях семьи и школы.
Для врачей-психиатров, врачей-психотерапевтов, клинических психо-
логов, педагогов-психологов, педагогов.
Методические рекомендации разработаны Федеральным центром развития программ социализации подростков в рамках реализации стратегической программы «Подростки России» Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и при поддержке Министерства просвещения РФ. Представлены рекомендации по диагностике и оценке рисков отклоняющегося онлайн-поведения, управлению трудными случаями, анализу ресурсов развития
детей, подростков и юношей.
В учебном пособии приведены актуальные подробные сведения о расстройстве,
получившем в современном обществе характер эпидемического распространения, – интернет-зависимости. Акцент в пособии сделан на диагностике расстройства и его терапии; приведенные данные о предиспозиции могут способствовать формированию программ превенции. значительный объем информации впервые переведен на русский язык.