ПСИХОДИАГНОСТИКА
Диагностика детей с ОВЗ
Одним из основных направлений работы психолога в психолого-педагогическом сопровождении обучения детей с ОВЗ, является аналитико-диагностическое.
Психологическая диагностика школьников с ОВЗ может включать:
- исследование ряда психофизиологических, индивидуально-психологических и личностных особенностей обучающихся;
- исследование особенностей межличностного взаимодействия;
- осуществление психологической интерпретации отдельных состояний, особенностей, поведения обучающихся.
Контроль психологического развития обучающихся необходимо проводить в начале и в по окончании учебного года. Результаты входного контроля дают возможность педагогу осуществлять управление процессом обучения: составление персонального плана обучения, отбор оптимальных методов и приемов обучения, развития ученика.
В качестве основного инструментария для мониторинга используется банк психологических методик, отражающий наиболее важные показатели психологического развития учащихся с ОВЗ: исследование интеллекта и познавательных психических процессов; изучение эмоциональных и поведенческих особенностей, личных характеристик, такие как мотивация, самооценка, межличностные отношения и интересы.
Результаты мониторинга могут способствовать:
- обеспечению индивидуально–дифференцированного подхода в обучении, основывающегося на индивидуальных психологических особенностях школьника;
- планированию коррекционных мероприятий, моделированию индивидуальных программ развития обучающихся;
- осуществлению снятия психологических трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе обучения;
- планированию мероприятий по предупреждению трудностей в интеллектуальном, личностном развитии, управлению психическим состоянием обучающихся;
- выбору и проведению мероприятий, направленных на формирование определенных личностных качеств, организацию адекватных межличностных отношений между обучающимися и педагогами.
Процедура обследования учащегося с ОВЗ недостаточно проста, поэтому психологу необходимо соблюдать основные требования:
- Проводить диагностирование в тихой комнате, где ничто не отвлекает ребенка и психолога.
- Осуществлять предельную доброжелательность к ребенку, использовать похвалу, одобрение, независимо от результата выполнения заданий.
- Соблюдать объективность при диагностировании, не стремиться оказывать сверху дозированную помощь ребенку, превращая методику из диагностирующей в обучающую.
- Учитывать состояние здоровья ребенка на момент тестирования; если ребенок устал, дать ему возможность отдохнуть, а затем продолжить обследование.
- Соблюдать этику общения с детьми и их родителями.
Теория и практика
В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов предложили классификацию детей с особыми образовательными потребностями, выделив следующие категории:
- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие).
- дети с нарушением речи (логопаты).
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
- дети с умственной отсталостью.
- дети с задержкой психического развития.
- дети с нарушением поведения и общения.
- дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА.
- дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Данная классификация дает возможность выделить в характеристиках этих категорий детей особенности их нарушений в следующих сферах : сфера здоровья, общения, когнитивная и мотивационно-волевая, а также личностная сфера, где могут быть нарушены составляющие образа «Я», требующие коррекции и развития для их успешной адаптации в обществе.