Диагностика детей с ОВЗ

Одним из основных направлений работы психолога в психолого-педагогическом сопровождении обучения детей с ОВЗ, является аналитико-диагностическое.

Психологическая диагностика школьников с ОВЗ может включать:

  • исследование ряда психофизиологических, индивидуально-психологических и личностных особенностей обучающихся;
  • исследование особенностей межличностного взаимодействия;
  • осуществление психологической интерпретации отдельных состояний, особенностей, поведения обучающихся.

Контроль психологического развития обучающихся необходимо проводить в начале и в по окончании учебного года. Результаты входного контроля дают возможность педагогу осуществлять управление процессом обучения: составление персонального плана обучения, отбор оптимальных методов и приемов обучения, развития ученика.

В качестве основного инструментария для мониторинга используется банк психологических методик, отражающий наиболее важные показатели психологического развития учащихся с ОВЗ: исследование интеллекта и познавательных психических процессов; изучение эмоциональных и поведенческих особенностей, личных характеристик, такие как мотивация, самооценка, межличностные отношения и интересы.

Результаты мониторинга могут способствовать:

  • обеспечению индивидуально–дифференцированного подхода в обучении, основывающегося на индивидуальных психологических особенностях школьника;
  • планированию коррекционных мероприятий, моделированию индивидуальных программ развития обучающихся;
  • осуществлению снятия психологических трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе обучения;
  • планированию мероприятий по предупреждению трудностей в интеллектуальном, личностном развитии, управлению психическим состоянием обучающихся;
  • выбору и проведению мероприятий, направленных на формирование определенных личностных качеств, организацию адекватных межличностных отношений между обучающимися и педагогами.

Процедура обследования учащегося с ОВЗ недостаточно проста, поэтому психологу необходимо соблюдать основные требования:

  1. Проводить диагностирование в тихой комнате, где ничто не отвлекает ребенка и психолога.
  2. Осуществлять предельную доброжелательность к ребенку, использовать похвалу, одобрение, независимо от результата выполнения заданий.
  3. Соблюдать объективность при диагностировании, не стремиться оказывать сверху дозированную помощь ребенку, превращая методику из диагностирующей в обучающую.
  4. Учитывать состояние здоровья ребенка на момент тестирования; если ребенок устал, дать ему возможность отдохнуть, а затем продолжить обследование.
  5. Соблюдать этику общения с детьми и их родителями.

Теория и практика

В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов предложили классификацию детей с особыми образовательными потребностями, выделив следующие категории:

  • дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
  • дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие).
  • дети с нарушением речи (логопаты).
  • дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  • дети с умственной отсталостью.
  • дети с задержкой психического развития.
  • дети с нарушением поведения и общения.
  • дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА.
  • дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Данная классификация дает возможность выделить в характеристиках этих категорий детей особенности их нарушений в следующих сферах : сфера здоровья, общения, когнитивная и мотивационно-волевая, а также личностная сфера, где могут быть нарушены составляющие образа «Я», требующие коррекции и развития для их успешной адаптации в обществе.

Top