ПСИХОДИАГНОСТИКА
Содержание диагностической деятельности педагога-психолога
Психологическая диагностика — это определение особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических качеств, соответствия уровня развития умений, навыков, личностных качеств возрастным нормам; выявление психологических причин трудностей в обучении и воспитании отдельных детей.
Трудовые действия, предусмотренные профессиональным стандартом
- Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы
- Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи
- Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся
- Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов
- Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности
- Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня
- Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения
- Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования
- Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов
- Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям
- Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи
- Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективе
- Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции
- Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования соответствующего уровня
- Осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей
- Владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся
Необходимые знания
- Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования
- Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи
- Методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики
- Методы математической обработки результатов психологической диагностики
- Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования
- Психология личности и социальная психология малых групп
- Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей
- Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка
- Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Примерный перечень психодиагностических методик центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи приводится в приложении 6 к Рекомендациям Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», направленными письмом Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Этим перечнем могут руководствоваться также и педагоги-психологи образовательных организаций.