БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА - ОСОБЫЙ ФОРМАТ СУПЕРВИЗИИ

Балинтовская группа – особый формат супервизии, основанный на организованной групповой дискуссии относительно представленного в устной форме консультативного случая. В проводимом обсуждении акцент делается не на сущности проблем данного клиента, а на различных особенностях и аспектах взаимоотношений психолога с клиентом в рамках данного случая, их реакциях на меняющиеся обстоятельства этой ситуации, что отличает балинтовские группы от традиционного решения кейса, консилиума или супервизии.

Объект обсуждения — не клиент и не решение его проблем, скорее, сам психолог с его своеобразием восприятия данного случая, отношением к нему. «Докладчик» должен ориентировать свой рассказ не столько на историю возникновения проблемы, сколько на изложение сложностей взаимоотношений с клиентом и своем переживании трудностей этого случая. Собственно, поэтому участники группы рассказывают о своих клиентах без записей, свободно, не заботясь о жесткой структуре своего сообщения, иногда повторяясь, что-то вспоминая «на ходу».

ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА РАБОТЫ БАЛИНТОВСКОЙ ГРУППЫ

Один из участников группы предлагает случай из практики, который вызвал затруднения, удивление или почему-то запомнился. Рассказ ведётся по памяти без предварительной подготовки, т.к. для анализа не менее важно, что «забывает» сказать рассказчик. Хорошо если рассказчик описывает реакции и поведение клиента, свои эмоции, мысли или ожидания в большей степени, чем содержательную часть случая. После короткого рассказа (5 -15 минут) рассказчик формулирует «запрос», который должен касаться коммуникации с клиентом (что происходило, уточнение эмоционального состояния, ожиданий психолога или клиента…). Запрос может касаться, на первый взгляд, совершенно не существенных вещей. Например, случай, в котором запрос звучал так: «Почему я так много смеялась в этом случае?».

После формулировки «запроса» участники группы могут обменяться впечатлениями и задать вопросы, которые прояснят для них необходимые для ответа на запрос моменты.

Лидер балинтовской группы следит, чтобы вопросов было не чересчур много, и они не слишком «разогревали» рассказчика и группу. Когда ситуация достаточно уточнена, он просит рассказчика немного выдвинуться из круга, расслабиться и послушать, что участники группы чувствуют и думают по поводу коммуникации, сложившейся в обсуждаемом случае. Приветствуются любые фантазии, образы, метафоры и символы. Любая фантазия или ассоциация может быть подспорьем в понимании неосознанной составляющей коммуникации. Здесь нет правильных интерпретаций, а есть множественность восприятия ситуации. Это позволяет рассказчику взглянуть на свой случай со стороны и увидеть ранее невидимое, то, что находилось в «слепых пятнах» или было «прикрыто» психологической защитой и понять, почему этот клиент вызывал затруднения или удивление. Совсем необязательно, чтобы все фантазии в группе казались рассказчику «правильными». Может быть, как раз то, что вызывает сейчас самый сильный протест, потом и окажется наиболее точным объяснением происшедшего.

После круга фантазий и их обсуждения, рассказчик «возвращается в круг» и делится своими переживаниями и мыслями, возникшими в процессе обсуждения.

Последний круг даёт возможность участникам поделиться тем, что им дало это обсуждение, что для них значил этот случай.

НЕОТЪЕМЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАЛИНТОСКИХ ГРУПП

  • Цель работы балинтовских групп — улучшить понимание проблем клиента и сложностей коммуникации с ним, но не поиск решений. Поэтому члены группы поощряются к высказыванию предположений, гипотез, версий. Разрешаются вопросы, уточняющие отношения и чувства. Советы, указания, оценки, поучения не допускаются. (Поскольку группа не занимается «поиском единственно верного решения», поиском истины, в ней не должно быть борьбы, подавления чужих мнений, критики, ожесточенных споров и т. д. Все точки зрения равноправны и одинаково приемлемы, если высказаны корректно.)
  • Лидером группы должен быть:
    • Психолог, который имеет опыт работы в балинтовских группах, имеет подготовку в ведении малых групп, которая включает работу ко-лидером с опытным балинтовским лидером и/или посещение специальных семинаров для лидеров в балинтовском обществе.
    • Психолог, психоаналитик, или специалист аналогичного профиля, который имеет опыт работы в балинтовских группах, имеет подготовку в ведении малых групп. Такой лидер должен иметь представление об области, в которой работают участники группы (например, психологическое консультирование).
  • Члены балинтовской группы должны иметь практику в консультировании, психокоррекции и т. д.
  • Работа балинтовской группы основывается на представлении случаев из практики членов группы, которые вызывают различные чувства (например, замешательство или удивление), затруднение в понимании или стресс.
  • Обсуждение сосредоточено на взаимоотношениях (коммуникации) психолог — клиент. При этом обсуждаются «материалы» только конкретного реального случая, возможно уточнение фактов, но только в той мере, в которой это касается взаимоотношений врач — пациент в данном конкретном случае. Общие (тем более теоретические) проблемы не обсуждаются.
  • Записи представляемого случая не используются. Представление случая делается по памяти. Непоследовательность в изложении и забытые факты рассматриваются как важнейшие ключи для понимания коммуникации с пациентом.
  • Группа не предназначена для индивидуальной или групповой терапии участников группы. Не обсуждается сам докладчик. Получение положительного результата заключается в удержании в поле внимания контекста проблем взаимодействия с пациентом.
  • Участник группы, предлагающий свой случай на обсуждение, должен услышать не то, что группа думает о нем, а то, какие ассоциации вызвало его сообщение, чем его рассказ и последующая дискуссия помогли всем присутствующим.
  • Размер балинтовской группы — 6 -12 человек.
  • Стандартные правила работы в группе: конфиденциальность, искренность, личная ответственность, уважение к мнению других членов, правило «стоп». Работа в «круге». На случай затрачивается 1-2 часа.
  • Лидер ответствен за ведение группы согласно этим правилам. Прежде всего, он обязан не допускать нарастания напряжения, обиды и т.д. Его основная задача и основной инструмент — создание безопасной атмосферы в группе, сфокусированной на эффективной коммуникации, а не на решениях психологических проблем членов группы.

ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАЛИНТОВСКИХ ГРУПП

  • Группа является постоянно действующей, регулярно проводящей свои сессии. (Под руководством Балинта группа встречалась еженедельно в течение нескольких лет, хотя в наше время осуществить это сложно.)
  • Группа закрыта, насколько это возможно.
  • В большой группе есть ко-лидер.

ОТЛИЧИЯ БАЛИНТОВСКИХ ГРУПП ОТ ДРУГИХ ФОРМ РАБОТЫ

Работа балинтовской группы направлена на:

  • «исследование» эмоциональной и бессознательной части технологии работы психолога — осознание её;
  • безопасность работы психолога (восстановление, защита, предупреждение профессионального стресса и выгорания).

Балинтовская группа не занимается: — дидактическим обучением, — оценкой работы и личности специалиста, — оптимизацией и методической организацией знаний и технологий, психотерапией участников.

Объектами работы балинтовской группы являются: коммуникация, эмоции, чувства, иррациональные идеи и установки, психологические защиты, переносы, контрпереносы, ожидания, смысл.

Балинтовская группа не занимается: решением проблем клиента или психолога, алгоритмами диагностики, анализом знаний психолога.

Инструментами балинтовской работы являются: ассоциации, фантазии, аналогии, анализ защит и переносов, эмоциональная поддержка.

В балинтовской группе запрещены: оценки, советы, решение клинических проблем, обмен профессиональными знаниями.

В балинтовской группе приветствуется: полифония точек зрения и обсуждение, направленное на поиск новых смыслов в отношениях и новых взглядов на коммуникацию.

В балинтовской группе не ведётся поиск единственно правильного решения. В балинтовской группе не используется: генерализация, обобщение и употребление терминов (всё это считается избеганием контакта с эмоциями и смыслами, возникающими «здесь и сейчас» в процессе балинтовской работы).

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ В БАЛИНТОВСКОЙ ГРУППЕ

  • Улучшение восприятия и понимания коммуникации с клиентом.
  • Осознание терапевтической значимости межличностных отношений и их границ.
  • Расширение репертуара коммуникативных стереотипов.
  • Осознание собственных «слепых пятен», психологических защит, переносов и контрпереносов.
  • Защита от «эмоционального выгорания».
  • Уменьшение существующих симптомов «эмоционального выгорания».
  • Личностный рост.

Балинтовские группы позволяют осознать свой стиль отношений с клиентами, помогают глубже понять клиента и его потребности. В то же время балинтовские группы способствуют пониманию неопределенностей и неоднозначностей консультативной практики, уменьшая этим профессиональный стресс и увеличивая удовлетворённость работой.

Специалисты, прошедшие балинтовские группы, лучше контролируют свою рабочую и психоэмоциональную нагрузку. У них реже возникает недовольство тем, что клиент пришёл на консультацию без ясной и понятной формулировки причины. Психосоматические пациенты не кажутся им «чёрной дырой», поглощающей всё время и все силы. Специалисты, прошедшие Балинтовские группы, менее склонны «прятаться» от клиентов за необязательными назначениями (консультации у специалистов).

ФУНКЦИИ ЛИДЕРА В БАЛИНТОВСКОЙ ГРУППЕ

Основная задача лидера в балинтовской группе — создание безопасной творческой атмосферы обсуждения. Важным является удержание обсуждения в рамках запроса и коммуникации психолог — клиент.

Лидер балинтовской группы должен стимулировать продвижение группы к новому пониманию специфики отношений в представленном случае. Для этого лидер балинтовской группы защищает участников от вторжения в их личную жизнь, поощряет открытое высказывание любых фантазий и ассоциаций, избегает предвзятых и преждевременных суждений и стойко переносит молчание и неопределённость.

Эффективные балинтовские лидеры должны:

  • Стараться удерживать дискуссию на отношениях психолога и клиента.
  • Препятствовать слишком обстоятельному «допросу» докладчика.
  • Поощрять участниковк выражению своих мыслей и чувств, связанных с услышанным.
  • Защищать участников от нежелательных вторжений в их частную жизнь или критики, которые болезненны и бесполезны.
  • Препятствовать «генерализации» и использованию терминов.

ПРИМЕРНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СЕССИИ

  1. Выбор рассказчика
  2. Рассказ
  3. Запрос
  4. Вопросы к докладчику
  5. Уточнение запроса
  6. Фантазии каждого участника
  7. Отклик докладчика
  8. Отклик каждого участника

Последовательность работы не является жёсткой и меняется в зависимости от конкретного случая и состояния докладчика и группы. Возможно исключение некоторых «шагов» или дополнительные «шаги»: например, помощь в формулировке запроса, обсуждение образов или ассоциаций, связанных с пациентом или проблемой.

Top